1. Административно-правовые отношения – общественные отношения, регулируемые нормами административного права, которые складываются в сфере государственного управления.
Для административно-правовых отношений характерными являются следующие особенности:
– одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями;
– одна из сторон административно-правовых отношений принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями;
– многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;
– административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным;
– споры, которые могут возникать между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке – путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;
|
|
– в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.
2. Элементами административно-правовых отношений являются субъекты (участники), объекты (то, по поводу чего возникли отношения) и юридические факты.
Субъект административно-правовых отношений – тот, кто наделен государственно-властными полномочиями и на кого административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций.
Субъекты административно-правовых отношений:
• государственные органы и их структурные подразделения;
• предприятия, учреждения, организации;
• общественные (негосударственные) объединения;
• служащие государственных органов и организаций, общественных объединений;
• представители общественных формирований, наделенные административными правами и обязанностями;
• граждане Российской Федерации;
• иностранные граждане и лица без гражданства.
Общим объектом регулирования административно-правовых норм являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, а непосредственным объектом – поведение субъектов.
Юридические факты – факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях – события. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Различают действия правомерные (соответствующие требованиям административно-правовых норм) и неправомерные (не соответствующие требованиям административно-правовых норм, нарушающие их).
События – явления, не зависимые от воли людей (смерть, стихийное бедствие и т. п.).