ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Минск, 2008
Авторы-составители: Л. В. Пенкрат (предисловие, глава 1, глава 6), А. Р. Борисевич (глава 4), Л. М. Волкова (глава 3, глава 7), Л. Н. Воронецкая (глава 2), М. В. Дубовик (глава 10), В. Н. Пунчик (глава 5), Н. В. Самусева (глава 8, глава 9).
Рецензенты:
канд. пед. наук, зав. каф. педагогики и психологии непрерывного образования ИПК и ПК БГПУ им. М.Танка С.И.Невдах;
канд. пед. наук, доц. каф. педагогики БГПУ им. М.Танка Л.А.Козинец
Педагогические системы и современные образовательные технологии: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов: учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей. – Минск: БГПУ, 2008. – 446 с.
В учебно-методическом пособии рассматриваются теоретические подходы к построению учебно-воспитательного процесса в школе на технологической основе. Содержание глав пособия разработано и структурировано в соответствии с учебной программой курса «Педагогические системы и технологии: практический аспект» и является информационной поддержкой данной дисциплины. В пособии в доступной форме рассматриваются эффективные для современной школьной практики технологии.
Материал, включенный в пособие, может быть использован для самостоятельной работы студентов и для самоконтроля изученных тем. Тесты, представленные в конце каждой главы, помогут сакцентировать внимание на ключевых вопросах тем и успешно овладеть курсом.
Адресовано преподавателям и студентам педагогических специальностей высших учебных заведений, а также магистрантам, аспирантам и учителям школ.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................... 7
Глава 1. Теоретические основы педагогических систем и технологий.... 11
· Общее понятие «педагогическая система», виды педагогических систем, базовые понятия для создания педагогических систем и технологий.................... 11
· Педагогическая технология и ее описание; различие промышленной и социальной технологий.................................................................................................. 19
· Область применения понятия «технология» в педагогике, соотношение понятий «технология» и «методика»....................................................................... 23
· Классы педагогических технологий....................................................... 24
· Банк педагогических технологий…………………………………………..27
Тестовые задания для самоконтроля........................................................ 39
Использованная литература...................................................................... 42
Глава 2. Технологии организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя..................................................................................... 44
· Технология проектирования и конструирования педагогического процесса 44
· Формы, принципы и этапы педагогического проектирования............. 44
· Технология постановки целей и планирование результатов обучения 50
· Профильное и уровневое планирование результатов обучения.......... 53
· Структура познавательной деятельности учащихся............................. 55
· Технология организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся..................................................................................................................... 63
Тестовые задания для самоконтроля........................................................ 67
Использованная литература...................................................................... 70
Глава 3. Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения 72
·Гуманистическая философия и психология – основа технологии личностно ориентированного и развивающего обучения......................................... 72
· Технологии развивающего обучения..................................................... 78
· Технология сотрудничества в обучении................................................ 88
· Сотрудничество – основа витагенной технологии................................ 98
· Теоретические основы витагенного образования................................ 100
· Голографические технологии............................................................... 102
Тестовые задания для самоконтроля...................................................... 105
Использованная литература.................................................................... 108
Глава 4. Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся........................................................................................................ 110
· Игровые технологии и их целевые ориентации................................... 110
· Проектная технология обучения и ее сущность.................................. 116
· Типология учебных проектов............................................................... 120
· Технология проблемного обучения..................................................... 129
Тестовые задания для самоконтроля...................................................... 139
Использованная литература.................................................................... 149
Глава 5. Технологии эффективного управления процессом обучения.. 151
· Технологии уровневой дифференциации; внутренняя и внешняя дифференциация................................................................................................................... 151
· Технологии группового и коллективного способов обучения........... 161
· Технология программированного обучения....................................... 168
· Модульная технология обучения......................................................... 172
· Информационные технологии обучения.............................................. 183
· Компьютерные телекоммуникации в образовании………………...……184
Тестовые задания для самоконтроля...................................................... 197
Использованная литература.................................................................... 213
Глава 6. Гуманистические воспитательные системы и технологии деятельности классного руководителя............................................................................... 216
·Воспитательная система школы и этапы ее развития........................... 216
· Компоненты и этапы развития воспитательной системы класса......... 222
· Типология форм воспитательной работы............................................ 233
· Технологии воспитания......................................................................... 238
Тестовые задания для самоконтроля...................................................... 242
Использованная литература.................................................................... 246
Глава 7. Технологии развития творческого потенциала личности....... 247
· Творческие способности личности и их развитие в целостном педагогическом процессе.................................................................................................... 247
· Обучение учащихся творческой деятельности.................................... 251
Тестовые задания для самоконтроля...................................................... 266
Использованная литература.................................................................... 268
Глава 8. Технологии управления школой и организация методической работы 270
· Школа как педагогическая система и объект управления................... 270
· Методы и формы управления школой................................................. 272
· Управленческая культура руководителей школы............................... 277
· Распределение функций управления в общеобразовательном учреждении 280
· Управление процессом развития общеобразовательного учреждения и концепция развития школы....................................................................................... 283
· Научно-методическое обеспечение образовательной системы школы 288
Тестовые задания для самоконтроля...................................................... 292
Использованная литература.................................................................... 296
Глава 9. Альтернативные технологии....................................................... 298
· Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий 298
· Технология развития критического мышления школьников.............. 299
· Технология «мастерских» и особенности ее содержания.................... 304
· Технология организации учебно-воспитательного процесса в Вальдорфской школе................................................................................................................... 307
· Технология свободного труда.............................................................. 308
· Технология саморазвития М.Монтессори..................................................311
· Технология Дальтон-план..................................................................... 314
· Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания................ 317
Тестовые задания для самоконтроля...................................................... 321
Использованная литература.................................................................... 325
Глава 10. Инновационные методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии»................ 328
● Лабораторная работа на основе использования Интернет-ресурсов 329
● Комплексная деловая игра «Новая школа»........................................ 338
● Лекционное и семинарское занятия на основе использования мультимедиа-оборудования (фоторепортажи, электронные презентации, демонстрация моделей и пр.)............................................................................................................ 344
● Семинар-выставка методических произведений студентов................ 346
Использованная литература.................................................................... 349
Ключи к тестовым заданиям....................................................................... 351