Причины национально-религиозных

Под этносом специфическую природно-социальную и антропо­логическую группу людей, возникшую и развивающуюся в локализо­ванных условиях природно-ландшафтной среды и консолидирован­ную на основе общности кровного родства, языка, особенностей внешнего облика, культуры, религии, подсознательных представле­ниях о добре и зле, определяющих разделение окружающих людей на «своих» и «чужих». На определенном этапе своего раз­вития этносоциальный организм преобразуется в нацию. В процессе формирования нации входящие в нее в кач. составных компонентов этносы не растворяются и не исчезают в по­лиэтническом организме, а включаются в него, не порывая полно­стью со своими бытовыми, обрядовыми, культурными и прочими особенностями так, в процессе складывания французской нации в это суперэтническое образование влились бретонские кельты, гас­концы баскского происхождения, лотарингцы, бургундцы, норман­ны, современные потомки которых, если они не вливаются в круп­ные города, интенсивно размывающие межэтнические перегородки (напр. Париж), а продолжают проживать на своих исконных территориях, до сих пор сохраняют свои этнические особенности. Если этнос выступает как фундаментальное антропогенетическое качество, обеспечивающее этническое единство определенной общности людей, то нация есть полиэтническое и надэтническос единство. Др. важнейшим признаком на­ции, утверждает Ю. Бородай, явл. наличие многослойной поли­фонической оригинальной культуры, претендующей на мировую значимость и одновременно сохраняющей в глубине исходную этно­графическую многоцветность. Поскольку нация по природе своей полиэтнична, она немыслима без сочетания элементов соборности и принудительности, к первым из которых относятся горизонтальные связи- этнические, субэтнические, общинные, конфессиональные, корпоративные, а ко вторым - вертикальные, прежде всего, общие для всех принудительные государственно-правовые нормы и прямые административные распоряжения власти. Этнонациональные конфликты способны приобрести особенно обостренные формы проявления в том случае, если этнонациональная общность в своем стремлении к национально-политическому самоопределению попытается осуществить данный процесс (вполне естественный, а потому и оправданный) в узких рамках "этнически чистого" государств а, будь это Эстонское, Латышское, Чеченское или какое-нибудь другое, под националистическим лозунгом, напо­добие "Эстония только для эстонцев». При анализе возможных путей этнонационального развития, позволяющего избегать межэт­нических и межнациональных конфликтов, никоим образом нельзя оставлять без внимания исторический опыт разных народов и стран. Детерминантами этноконфликтных ситуаций могут выступать две группы факторов. К первой из них относится ограни­ченность ресурсной базы, находящейся в распоряжении взаимодей­ствующих этносов или наций. Вторую составляют особенности самосознания того или иного этнического формирования, обладаю­щего, как отмечалось выше, подсознательной взаимной симпатией или антипатией, выражаемой противопоставлением "своих" и "чужих". Для урегулирования межнациональных конфликтов нужен комплекс мер от правовых до социально-психологических.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: