СПЕЦИФИКА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ
Каждый оратор, готовясь к публичному выступлению, должен обдумать свою основную задачу, сформулировать цель, которую он преследует своим выступлением. Таких
основных целей может быть выделено четыре (см. лекцию 2):
1) соблюсти протокол;
2) развлечь;
3) информировать;
4) убедить. Разумеется, цели, как правило, сочетаются друг с другом, причем в самых разных и порой причудливых комбинациях, но нельзя не согласиться с П. Сопером в том, что «оратор должен ясно представлять себе, какая же из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь» (с. 62).
В соответствии с выделенными выше четырьмя задачами можно говорить о четырех основных типах публичных выступлений: протокольно-этикетные, развлекательные, информационные и агитационные.
Протокольно-этикетные выступления
Цель таких выступлений – соблюсти традиции общения в данной ситуации, выполнить предписания этикета, ритуала.
Видами такого рода выступлений можно считать следующие: приветствие делегации, речь при официальной встрече гостей, официальное поздравление юбиляра, траурная речь, речь на открытии чего-либо, речь с оценкой заслуг кого-либо, речь о значении моральных и общественных ценностей (моральная проповедь) и др.
|
|
Протокольно-этикетное выступление должно воодушевлять слушателей. Оно должно быть:
кратким (не более трех минут);
в меру эмоциональным;
не должно содержать ничего спорного, способного возбудить несогласие;
не должно содержать информации, способной вызвать какую-либо немедленную реакцию, кроме одобрения;
должно вносить ясность в проблему;
должно подчеркнуть значение чего-либо в общественной жизни;
должно содержать только и однозначные утверждения и положения;
должно произноситься по возможности без бумажки;
должно быть оптимистичным, произноситься энергично, должно быть выдержано в положительном ключе;
должно создавать впечатление понятности ситуации и решаемости всех затрагиваемых проблем;
должно пробуждать чувства восторга, благодарности, пре-
данности, привязанности.