Наказание - необходимая часть воспитания

6. НАКАЗАНИЕ - НЕОБХОДИМАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАНИЯ. Современная система поощрений порочна. Поощрять вообще нужно реже, чем наказывать. Гораздо реже и очень скупо, а не по принципу: "Вова вынес ведро с мусором - дадим Вове пятьдесят рублей, он хороший мальчик." Вова должен знать, что выносить вёдра - его обязанность, за которую не ждут поощрений, даже устных! Вот если Вова не вынес ведро - тут должно следовать наказание. И не важно, почему он этого не сделал. А если Вова выкопал во дворе новую яму под сортир - вот тогда можно коротко сказать: "Молодец." Уверяю вас, что услышанное от действительно уважаемого и любимого человека, это слово ценней, чем любые пятьдесят (или пятьсот) рублей.

Наказывать не обязательно физически, хотя я сторонник возвращения и этого метода. Говорят, что наказание оскорбляет достоинство, но это ошибка. Достоинство - не врождённое, а воспитанное чувство. Человек, в самом деле обладающий достоинством (сколько бы лет ему ни было!), никогда не допустит действий, за которые могут наказать. На каждого действует своё, и наказание надо подбирать дифференцированно. Но оно - необходимо. Просто чтобы закрепить в подсознании мальчишки: сделаешь плохо - будет плохо. Это надёжный и очень эффективный метод, уберегающий самих же подростков от неприятностей в будущем.

***

Вот эти шесть истин вы должны сделать основополагающими в жизни своих подопечных, если хотите, чтобы они в самом деле стали мужчинами. Поверьте мне, они не устарели, эти истины - они просто состарились. Они не стёрлись - они только затёрты. И они не избиты - вернее, избиты настолько, что их пора реанимировать. Срочно!

Тысячелетия человечество жило ими. А за их нисповергателями - только куцый хвостик времени, многим принёсшего деньги, но никого не сделавшего счастливым.

Теперь некоторые общие соображения касательно воспитания подростков. Нужно помнить, что во все времена и во всех цивилизациях(даже в нынешней, давящей любые здоровые инстинкты!) подростков отличали следующие взаимоисключающие, но благополучно в них уживающиеся качества:

-- порой безрассудная отвага - и робость перед "обычной" жизнью;

-- показная циничность - и тайное стремление к высоким идеалам и поступкам;

-- скрываемая душевная ранимость - и открытая грубость;

-- нисповержение прошлых кумиров - и поклонение кумирам своим;

-- трезвые суждения по многим вопросам- а в других полная инфантильность;

-- стремление поставить мир с головы на ноги - при том, что они сами зачастую стоят в этот момент как раз на голове;

-- мечта о приключениях - и нежелание мечтами делиться;

-- насмешливость - и боязнь насмешек;

-- нежелание ничего принимать на веру - и слепое доверие;

-- тяга поскорее стать мужчиной - и неправильно понимание того, что это такое;

-- беззаботность - и нередко тяжёлые размышления о будущем.

Те, кто уничтожает Россию, умело пользуются всеми этими качествами. Те, кто обязан её защищать - просто не воспринимают подростков как класс.

Сожри тарелку макарон с кетчупом, не прикасаясь к ней руками и чавкая, как свинья, перед камерой - получишь 60 баксов! И вот парень лет 16 давится, чавкает, но ест. Как же - баксы!!! Я, конечно, понимаю, что его нашли и проинструктировали специально. Но всё равно не могу не вспомнить, как я читал о блокадном Ленинграде, где мать заставляла четырнадцатилетнего сына для еды вставать, садиться за стол и расстилать на коленях салфетку. Чтобы съесть те самые двести грамм "хлеба" с зубчиком чеснока, головку которого они нашли за диваном. Советская пропаганда, скажете вы? Но разве та мерзость, которую я описал выше - не пропаганда?! Пропаганда - и реальность одновременно, как и эпизод с чесноком. Только первое - грязь и пропаганда грязи. А второе - я не знаю, как назвать. Героизм? Величие? Или просто желание остаться человеком в условиях, когда на это нет почти никакой надежды?

Чести золото не купит,

Честный чести не уступит,

Честь нужна ему, как свет.

Рад продать её бесчестный,

Но ведь каждому известно -

У бесчестных чести нет!

Й. Йованович-Змай.

Для нас эти качества - великолепная база, на которой можно строить здание военно-патриотического воспитания. Дело в том, что в глубине души любой и каждый подросток хочет романтики, приключений, верной дружбы, чего-то яркого и необычного. Достаточно энергичным людям, объединившись, взяться за дело воспитания подрастающего поколения - и положительные стороны характера подростка станут нашими союзниками, а отрицательные "уйдут в подполье", где каждый должным образом воспитанный человек легко может их контролировать. И не надо говорить о том, что невозможно вырвать подростков из-под гипноза "масскульта". Во времена Гражданской войны у большевиков не было более верных союзников, чем рабочие. Но и знаменитый Каппелевский полк белых тоже состоял из рабочих сибирских заводов - Каппель привлёк их на свою сторону мужеством, честностью и тем, что сумел доходчиво объяснить им все минусы правления большевиков - и эти люди остались верны Белому Делу даже тогда, когда усомнились, предали и бежали многие "чистокровные" дворяне. Такова сила авторитета!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: