Философские основания идеологии современного белорусского государства и перспективы демократии

На современном этапе развития общества актуализируются не только правовые, но и информационно-знаниевые, в особенности, идеологические аспекты государственного управления.

Научно обоснованная внутренняя и внешняя политика государства вырабатывается только на основе ясной идеологии, получая изначальную установку на достижение определенных целей, приверженность соответствующим ценностям.

Идеология включает в себя систему политических, правовых, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и идей. Она наполняет содержанием политику, право, мораль, формирует программы действия соответствующих им организаций и учреждений, а значит, представляет собой важное основание развития любой системы государственного управления.

Слово «идеология» образовано сочетанием двух древнегреческих слов: «эйдос» - идея и «логос» - учение, мышление. С этимологической точки зрения, слово «идеология» означает учение об идее.

В культурный европейский оборот понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов материального и духовного мира. Это очень глубокое по своему содержанию определение.

Термин «идеология» в культурный оборот в ХVIII веке ввела группа французских интеллектуалов, в которую входили Дестют де Траси, автор многотомной книги «Элементы идеологии» (1804), П. Кабанис, Э. Кондильяк и др.

Антуан Луи Клод Дестют Де Трасси (1754 – 1836)

Убежденные в том, что именно «идеи правят миром», формируют общественную мораль, которая, в свою очередь, определяет стратегию и тактику государственной политики, французские мыслители методично и последовательно развивали учение об идеях в связи, в конечном счете, с потребностями государственного управления.

Их теоретическая активность была, однако, прохладно встречена со стороны практически действующих политиков. Ознакомившись с высказываниями создателей научного учения об идеях, Наполеон отозвался о них уничижительно. В его отрицательных оценках значения идеологии, не следует, однако, видеть окончательного вердикта о бесполезности идеологии для государства. Гораздо точнее воспринимать их как компетентное свидетельство о том, что в обществе, где государственная политика вырабатывается кулуарно, т.е. без учета интересов и потребностей больших групп людей, где государственное управление не является искусством организации поведения человеческих масс, идеология должна рассматриваться как второй, или даже третьестепенный фактор общественного развития. И, наоборот, современная политика и современные государства, тесно связанные с жизнью огромных масс людей, уже не могут отрываться от идеологии.

Рассмотрение исторического происхождения идеологии, ее форм, функций и связей с деятельностью государства показывает, что она, как совокупность идей выполняет в обществе различные функции.

В научной литературе по вопросу происхождения идеологии имеются, по меньшей мере, три точки зрения.

Согласно первой точке зрения, идеология столь же стара, как и человеческое общество, иначе говоря, она существовала всегда, т.к. люди никогда не прекращали осмысления окружающего мира и своего места в нем.

Согласно второй точке зрения, возникновение идеологии связано с формированием классов, делением общества на рабов и рабовладельцев.

Согласно третьей точке зрения, идеология появляется в Западной Европе не ранее XVIII века и является третьей, после религии и политического национализма, формой самосознания людей.

По-видимому, более оправдана первая точка зрения, согласно которой существует не доидеологическое, а доклассовое идеологическое общественное сознание, в частности, такие разновидности идеологии, как мифологическая, религиозная и т.д.

После того, как деление общества на классы становится реальным фактом человеческой истории, появляются уже классовые формы идеологии – политические; философские и т.п.

Задумываясь о современном понимании идеологии и ее роли в жизнедеятельности общества, следует обратить внимание на то, что в начале ХХI века мы стали свидетелями еще до конца не осмысленного по своим последствиям ренессанса идеологической мысли. О значительном усилении существовавшего, конечно, и в предшествующей истории интереса к идеологии сегодня на разных языках говорят ранее относившиеся к идеологии прохладно, и даже отказывавшиеся от идеологии вообще либералы, консерваторы и анархисты.

На наших глазах уже, казалось бы, окончательно порвавшие с какой бы то ни было идеологией политические институты, например, в постсоветских обществах переходного типа, активно занимаются поиском и продуцированием новых типов идеологии.

В начале ХХI века идеология и идеологическая деятельность все определеннее превращаются из частного и личного в публичное и общественно значимое дело. Идеология стала уже не только известной по прошлому историческому опыту формой самосознания классов и больших социальных групп людей, но и формой самоопределения и ориентации государств и отдельных индивидов.

Анализ современной научной литературы и практики употребления понятия «идеология» показывает, что оно используется в разных смыслах..

Можно выделить, по крайней мере, пять его смыслов. Идеологией, во-первых, называют совокупность идей, выражающую интересы своего носителя. Ее носителями могут быть и отдельные представители той или иной профессии, и большие социальные группы людей, и государства. В этом смысле говорят об идеологии руководителя и идеологии студенчества, идеологии белорусского или немецкого государства.

Во-вторых, идеологией называют совокупность политических убеждений и установок. В этом случае различают, к примеру, идеологии либерализма, консерватизма, социализма, национализма, анархизма, феминизма, экологизма, религиозного фундаментализма и др.

Идеологией, в-третьих, называют совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества. Различаются, например, идеологии богатых и бедных, производителей и потребителей, а также экономического развития, стагнации и т.п.

В указанных выше смыслах понятие идеологии используется не только в научной литературе, но и в повседневной жизни.

Специальное научное изучение феномена идеологии, начатое еще французскими мыслителями в ХVIII в. и успешно продолженное в ХIХ в. (например, К. Марксом) и ХХ веке (К. Манхеймом и др.) позволяет различать также идеологию, в-четвертых, как превратное, искаженное сознание некоторого социального класса. Впервые данное понимание идеологии было четко сформулировано в ХIХ веке К. Марксом и Ф. Энгельсом в рукописи «Немецкая идеология» (1846). По мысли немецких ученых, идеология является ложным классовым сознанием в силу того, что представители определенного класса, стараясь представить свои интересы, как интересы других классов, не могут не навязывать этим классам собственные заблуждения и иллюзии, маскирующие подлинное положение дел. Немецкий исследователь К. Манхейм также полагал, что идеология искажает существующую реальность, потому что является отражением классовых интересов, в частности, необходимости оставить имеющую в обществе расстановку классовых сил без изменений. В этом отношении, согласно Манхейму, идеология является апологией, т.е. защитой существующего общественного строя. Идеологии как сознанию господствующего класса противостоит утопия – заинтересованное сознание угнетенных классов. Идеология и утопия, по мнению Манхейма, тесно связаны друг с другом, а после победы угнетенного ранее класса его утопии превращаются в идеологию.

Идеологией, в-пятых, называют систему идей, обслуживающую и оправдывающую определенные виды общественной практики и отличающуюся от теоретического осмысления действительности. В этом смысле понятие идеологии используется французскими философами постструктуралистами и постмодернистами (Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко).

Никто из нас не может, конечно, запретить кому-либо использовать понятие идеологии в одном из пяти указанных выше, или даже в каком-либо другом смысле.

Философский анализ различных определений идеологии показывает, что общим в них является ее истолкование как совокупности (иногда, впрочем, также говорят о системе, структуре и т.п.) идей (ценностей, мнений, убеждений, представлений и т.п.), раскрывающей интересы (потребности, цели, идеалы и т.п.) своего носителя.

Следовательно, какие бы конкретные смыслы не вкладывались учеными в понятие идеологии, они при этом всегда обязательно соглашаются друг с другом в следующем.

Идеологией называется совокупность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: