Задание № 8

Заполните схему «Логика и структурные элементы учебного процесса»

Созерцание
Восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств. Ощущение - отражение конкретных свойств, качеств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств (зрительные, слуховые, вибрационные, обонятельные, вкусовые, кожные).
Абстрактное мышление
Понимание - установление связей между новым материалом и ранее изученным. Осмысление – задействование общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, сравнение, классификация и систематизация. Обобщение - момент перехода от уяснения смысла к определению понятия. Оперирование научными понятиями на этапе обобщения знаний приводит к установлению связей между ними, к формированию суждений.
Практика - закрепление и применение знаний. В основе применения знаний лежит процесс обратного восхождения от абстрактного к конкретному. Конкретизация как мыслитльная операция выражается в умении применить абстрактные знания к решению конкретных практических задач, к частным случаям учебно–позновательной деятельности.
 
       

Задание № 9.

Выпишите основные понятия дидактики:

Дидактическая система - это теоретически обоснованная и логически выстроенная совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных целей; содержания образования и обучения; обучающихся и их личностных характеристик; обучающих и автоматизированных средств; форм организации совместного труда обучающих и обучающихся и дидактических процессов (моделей обучения) как способов реализации целей и педагогического процесса в целом.

Функции обучения: Образовательная (обучающая): усвоение научных знаний (факты, понятия, законы, закономерности, теории), формирование общеучебных и специальных умений и навыков (работа с книгой, владение письмом, рациональные способы чтения).

Воспитывающая: формирование основ научного мировоззрения, способов поведения и деятельности в обществе, системы отношений, совокупности качеств личности.

Развивающая: вовлечение ребенка в различные виды деятельности, развивающие эмоции, волю, мотивы деятельности и все сферы личности – эмоциональную, интеллектуальную, духовную, физическую.

Эти функции находятся в сложно переплетающихся связях.

Преподавание – упорядочная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечению информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс в ходе, которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные знания.

Цель обучения – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Заранее осознанный и планируемый результат.

Содержание обучения – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Формы обучения – внешнее выражение дидактического процесса, оболочка его внутренней сущности, логики и содержания

Методы обучения – путь достижения цели и задач обучения. Набор практических приёмов и теоретических знаний, которые в совокупности дают познание действительности 

Средства обучения – предметная поддержка учебного процесса (речь педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование).

Результат обучения – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса. Степень реализации намеченной цели. уровень усвоения учебного материала, степень обученности и воспитанности учащегося.

Задание № 10.

Привидите примеры, раскрывающие сущность и подтверждающие взаимосвязь следующих основных функций процесса обучения: образовательная – развивающая – воспитательная.

Образовательная функция: вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.

Формирование навыков учебной работы с книгой.

Развивающая функция: обеспечивает развитие личности как целостной системы, ее психических процессов (мышление, память, творческие процессы), свойств и качеств личности (интеллектуальных, социальных, нравственных, физических и др.).

Развитие речи, мышления.

Воспитательная функция:- ориентирована на формирование мировоззрения, развитие взглядов, убеждений, качеств личности.

Формирование отношения воспитанников к учению, искусству, труду.

Задание № 11.

Составьте схему «Модель структуры учебного процесса», представляющую процесс обучения как целостную систему.

Основными компонентами процесса обучения выступают: цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащегося (учение), содержание учебного материала, методы, средства и формы обучения, результат обучения.

0

Задание № 12.

Заполните таблицу «Этапы управления процессом обучения»

Планирование Организация Регулирование и коррекция Анализ результатов
Составление календарного тематического или поурочного планов в зависимости от задач. Составление планов, планов-конспектов или конспектов Постановка учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения. Используются приёмы: инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма Получение информации о ходе научения учащихся и эффективности приёмов и методов своей собственной деятельности. Стимулирование активности и самостоятельности учащихся. Анализ деятельности выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия взаимодействия в рамках процесса обучения

Задание № 13.

Основными компонентами учения являются мотивы; учебные действия; контроль, оценка и анализ результатов. Охарактеризуйте данные компоненты.

Мотивы учения: важнейшим компонентом учения являются те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. Чтобы учение возникло, в учебной ситуации необходимы мотивы, движущие ученика к цели - овладение определенными знаниями и умениями.

Учебные действия – (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью. Проявляются на всех этапах решения учебной задачи. К ним относятся все виды действий письмо, речь, слушание, рассматривание, рисование, наблюдение, запоминание, действия мышления, воображения и т.д.

Контроль, оценка и анализ результатов являются неотъемлемыми компонентами учения. Самоконтроль, самооценка, самоанализ, которые осуществляют ученики в процессе обучения формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя. Формированию этих действий способствуют приемы привлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников.

Задание № 14.

Заполните таблицу «Виды учебных действий»

Внешние (наблюдаемые) Внутренние (ненаблюдаемые)
Конкретные действия; Имерджентные (действия воображения).
Перцептивные. Интеллектуальные.
Символические. Мнемические.

1.Конкретные действия;

1. Имерджентные (действия воображения). 3.Мнемические.

2. Перцептивные.

3. Символические. 6. Интеллектуальные.

Практическая работа № 2.

Тема: Современные дидактические концепции.

Цель: систематизировать знания о дидактических концепциях и теориях, системах обучения; развитие умений применять их на практике при анализе предложенных ситуаций, моделировании элементов организации познавательной деятельности учащихся в различных видах обучения.

План:

1. Дидактические концепции (теории).

2. Дидактические системы, их разновидности.

3. Виды обучения: репродуктивное, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное.

Основная литература:

1. Андриади И.П. Теория обучения / Под ред. Андриади И.П. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010.- п., 336 с.

2. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 496 с.

3. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - п., 352 с.

4. Пидкасистый П.И. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. (2-е изд.) учебник. – М.: Юрайт, 2011.- 502 с.

5. Сластёнин В.А. Психология и педагогика (8-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 480 с.

Дополнительная литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М., «Академия», 2008 – 192.

2. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш и средн.учебных заведений/Под ред.С.А.Смирнова.-8- е изд.,стер.-М:Академия,2008.-512с.-(Высшее профессиональное образование).

3. Осмоловская И.М. Дидактика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /И.М.Осмоловская.-2-е изд.,.-М:. Академия, 2008.- 240с.

4. Подласый, И.П. Педагогика. В 3-х книгах: Учебник для студ.вузов /И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.и доп.-М:Владос.- (Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы.-2007.-527с.

5. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студ.вузов/И. П Подласый.- М: Высшее образование, 2008. -540с.-(Основы. наук).

6. Ситаров В.А. Дидактика: Пособие для практических занятий: Учебное пособие длястуд. вузов /В.А. Ситаров.- М: Академия, 2008.-352с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Ибрагимов, Г.И. Теория обучения: учебное пособие / Е.М. Ибрагимова, Т.М. Андрианова, Г.И. Ибрагимов.- М.: ВЛАДОС, 2011.- нет.- (Учебное пособие для вузов). Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:

http://www.rucont.ru/efd/153818?cldren=0

Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев.- М.: ВЛАДОС, 2010.- нет.- (Педагогическое наследие).- под ред. В.А. Сластенина.- ISBN 978-5-691-01654-7. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.rucont.ru/efd/153830?cldren=0

Городничева, А.С. Контрольные работы по педагогике: учебные материалы и методические рекомендации для студентов всех педагогических специальностей / А.К. Осин, А.С. Городничева.- 2009. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL: http://www.rucont.ru/efd/146087?cldren=0

Акмеологическая наука в модернизации образования инновационной России. Т.3 / ред.: В.Н. Тарасова.- 2011. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:

http://www.rucont.ru/efd/140411?cldren=0

Методические указания:

Повторите соответствующие изученные разделы и темы курса "Теория обучения". Вспомните основные понятия: "дидактическая теория", "дидактическая система", "вид обучения"; характеристику основных разновидностей дидактических систем, в том числе авторских.

Задание № 1 имеет тестовый характер и направлено на выявление знаний ключевых понятий по разделу.

Задание № 2 предполагает ориентирование в современных авторских дидактических системах, понимание ведущих концептуальных идей обучения и умение соотносить их с известными разновидностями дидактических систем (личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, оргдеятельностные, интенсивные, ремесленные и др.).

Задание № 3 позволит соотнести имеющиеся знания по вопросу о видах обучения с практическим их применением.

Ход выполнения:

Задание № 1. Тест.

Кто из педагогов вычленил следующие ступени обучения:

"ясность - ассоциации - система - метод"?

а) Я.А. Коменский б) И.Ф. Гербарт в) Дж. Дьюи

Какой дидактической системе присущи принципы активного учения, самостоятельный поиск учащимися решения учебных задач; отсутствие стабильных учебных программ, наличие учителя-помощника?

а) прогрессивистская б) традиционная

Кому принадлежит концепция "обучения через совершение открытий"?

а) И.Ф. Гербарту б) Дж. Дьюи в) Д. Бруннеру

Заполните пропуски:

"Полный акт мышления по Дьюи имеет следующие ступени":

1) ощущение трудностей в процессе деятельности.

2) формулировка проблемы….;

3) выдвижение замысла…..;

4) логическая проверка гипотез;

5) действие в соответствии с принятой гипотез.

Выберите правильный ответ о подходе современной дидактики к трактовке схемы развития процесса обучения:

а) ясность, ассоциации, система, метод;

б) ощущение трудности, формулировка проблем, выдвижение гипотезы, деятельность в соответствии с гипотезой;

в) подготовка к изучению знаний, решение познавательной проблемы; обобщение и систематизация добытых знаний, применение на практике;

г) подготовка, изложение, согласование с ранее полученными знаниями, обобщение, применение;

д) ясность, изложение, обобщение, система, метод.

Установите соответствие между педагогом и его вкладом в разработку проблем теории обучения:

а) Ю.К. Бабанский формирование познавательных интересов в обучении
б) И.Я. Лернер теория конструирования содержания образования
в) Л.В. Занков развивающее обучение
г) В.С. Леднёв теория конструирования содержания образования
д) Г.И. Щукина формирование познавательных интересов в обучении
е) М.И. Махмутов проблемное обучение
ж) М.Н. Скаткин теория конструирования содержания образования
з) С.Г. Шаповаленко средства обучения, их классификация и роль в учебном процессе
и) А.И. Берг концепция опережающей функции науки по отношению к педагогической практике
к) В.П. Беспалько программированное обучение
л) Г.П. Щедровицкий игра в обучении

Основоположник эвристического обучения:

а) Сократ б) Коменский в) Руссо

Основоположник системы разветвлённого программирования:

а) Скиннер б) Краудер в) Паск

Один из первых разработчиков теории проблемного обучения:

а) М.Н. Скаткин б) В.П. Беспалько в) В. Оконь

Задание № 2.

Установите соответствие между основными дидактическими концепциями и их характеристиками

Концепция Сущность дидактической концепции
Дидактический энциклопедизм Передача обучающимся большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности;
Дидактический формализм Обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся
Дидактический прагматизм Обучение как непрерывный процесс реконструкции опыта» обучающихся, формирование новых отношений и типов поведения через практические занятия;
Функциональный материализм Интегральная связь познания с деятельностью, ведущие идеи как критерий отбора учебных дисциплин;
Парадигмальная концепция обучения В обучении необходимо «фокусно» концентрировать внимание на основных фактах и событиях
Кибернетическая концепция обучения Обучение как процесс передачи и переработки информации
Ассоциативная теория Обучение на основе обогащения сознания обучающегося образами и представлениями
Теория поэтапного формирования умственных действий Обучение на основе создания ориентировочной основы учебных действий

- Обучение как непрерывный процесс реконструкции опыта» обучающихся, формирование новых отношений и типов поведения через практические занятия;

- Передача обучающимся большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности;

- Интегральная связь познания с деятельностью, ведущие идеи как критерий отбора учебных дисциплин;

- Обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся

- В обучении необходимо «фокусно» концентрировать внимание на основных фактах и событиях

- Обучение на основе обогащения сознания обучающегося образами и представлениями

- Обучение как процесс передачи и переработки информации

- Обучение на основе создания ориентировочной основы учебных действий

Задание № 3.

Познакомьтесь с приведёнными ниже наиболее значимыми элементами авторских дидактических систем (С.Н. Лысенковой, М.П. Щетинина, В.Ф. Шаталова) и ответьте на вопросы:

В - Какая дидактическая идея здесь представлена?.

В - В чём психолого-педагогический смысл данной идеи

В - Предположите, кому из педагогов принадлежит эта идея. Почему вы так решили?

В - К какому виду дидактических систем можно отнести данные примеры?

"10 октября 1986 г. V экспериментальный класс. Тема урока: "Решение уравнений". К началу урока подготовлена классная доска, на которой учителем сделаны записи и числовые пометки. Ежедневно работая по таким опорным сигналам, ученики овладевают основными умственными операциями анализа и синтеза, приучаются выделять значимые данные задачи, устанавливать связи между ними и представлять условия в наглядной и лаконичной графической форме. Это становится привычкой, навыком мышления; приём используется и при самостоятельном решении задач, без какого-либо требования или установки. Учащиеся записывают на черновиках краткие условия, не перенося их затем в чистые экземпляры, где ограничиваются только выполнением действий и пояснениями к ним. Краткая запись нужна ученику как опора для рассуждения и самопроверки, и не для чего более…"

"На этапе формирования навыков (обобщённых знаний) по теме, которая уже изучена в период перспективы, рождается новая перспектива - опережающее изучение следующей новой темы. И, следовательно, вводя новый материал, опять опираюсь на сильных учеников - им скучать не приходится. Помогает в этом распределение опроса на уроке. Распределение опроса в работе по теме на трёх этапах с перспективной подготовкой делает всех учеников любимыми. Опрос средних, слабых учеников намечаю по трудным темам на втором этапе, поэтому они отвечают смело и получают оценку на балл выше своих возможностей в обычных условиях обучения".

"Добровольно организованная разновозрастная группа "школьников" решает погрузиться в науку "анатомия и физиология с основами цитологии и биохимии". В это самое время другая подобно же организованная группа может погрузиться в науку "органическая химия". Приезжают ведущие специалисты, профессора из Шуйского и Армавирского (или других) вузов. После выхода из погружения начинается период самоподготовки. Группа разбивается на подгруппы от 2 до 3-5 человек; к ним идут на помощь в качестве учителей и их помощников те, кто уже сдал зачёты и защитил право быть учителем. После того как в подгруппах завершился период самоподготовки, ребята идут на зачёты…"

- Идея опорных сигналов. Психологической основой идеи является известная в психологии совместимость приёмов запоминания –мнемотехника. Мнемотехнические приёмы запоминания основаны на нахождении дополнительных ассоциаций между частью учебного материала, объёмом его запоминания.

- В.Ф. Шаталов использовал классную доску, учебники и пособия, опорного конспекта.

- традиционная система

- Идея дидактического опережения. В результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему, экономя время.

- С.Н. Лысенкова занимается опережающим обучением.

- традиционная система.

- Идея метода погружения в учебный предмет, чередование индивидуальных занятий с коллективными.

- в разных видах деятельности участвуют все анализаторы, происходит гармоничное развитие органов чувств,

- М.П. Щетинин - прогрессивистская система

Задание № 4.

Используя заданный параметр (по своему выбору) - учебный вопрос репродуктивного характера, сформулируйте проблемный вопрос; проблемную задачу; проблемное задание.

Оформите запись в виде таблицы:

Средство организации познавательной деятельности учащихся Формулировка вопроса, задачи, задания
  Вопрос (репродуктивного характера) Выполни по образцу, по формуле, перескажи и т.д.
  Проблемный вопрос Является ли роман Л.Н.Толстого «Война и мир» историческим романом? Почему?
  Проблемная задача В г.Званске в шк.№23 в 3 кл. учится Вася В. отличающийся отменным аппетитом. Голодный В. съедает за 9 мин.3 булочки. Сытый В. тратит на такое количество булочек 15 мин. На сколько мин. быстрее управляется с одинаковыми булочками голодный В.?
  Проблемное задание Как могла бы сложиться жизнь М.Мироновой, если бы государыня императрица не простила бы Петра Гринёва?

В каких случаях проблемное обучение эффективно, а в каких - нецелесообразно?

Сравните проблемное обучение и программированное: в чём выражается предполагаемый образовательный результат; какие для этого используются средства; критерии оценки образовательной деятельности.

Проблемное обучение эффективно в тех случаях, когда необходимо сформировать у учащихся способность к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности. Нецелесообразно в тех случаях, когда за короткое время необходимо достигнуть запланированных результатов.

Программированное обучение- метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г. и получивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных. Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некой программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения — прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов. Дидактические принципы программированного обучения: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность. В целом программированное обучение можно рассматривать как попытку формализации процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора непосредственного общения между преподавателем и обучающимся. В настоящее время считается, что этот подход не оправдал себя. Его использование показало, что процесс обучения не может быть полностью автоматизирован, а роль преподавателя и общение с ним учащегося в процессе обучения остаются приоритетными. Тем не менее, развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.

Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи. Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

Быть доступным для учащихся

Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения:

1. Высокая самостоятельность учащихся;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;

Самостоятельная работа № 2

Задание № 1.

Выпишите основные понятия дидактики:

дидактические концепции (теории) - система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей.

дидактические системы - это теоретически обоснованная и логически выстроенная совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных целей; содержания образования и обучения; обучающихся и их личностных характеристик; обучающих и автоматизированных средств; форм организации совместного труда обучающих и обучающихся и дидактических процессов (моделей обучения) как способов реализации целей и педагогического процесса в целом.

виды обучения - это способ организации деятельности преподавания и учения в зависимости от специфики построения содержания учебного материала и применяемых ведущих методов и средств обучения.

репродуктивное обучение - исторически первый вид обучения, проводимый по формуле «делай, как я» и связанного с воспроизведением, репродуцированием образцов деятельности.

объяснительно-иллюстративное обучение - вид обучения, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности; обучаемые воспринимают и воспроизводят её...…………………………………………………………………….,

проблемное обучение – такая модель обучения, при которой под руководством  обучающего организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность обучаемых по решению учебных проблем. При этом у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия, как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).

Задание № 2.

Проведите сопоставительный анализ трёх современных авторских дидактических систем (по выбору): Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Л.В. Занкова, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др.

Результаты сопоставления внесите в таблицу:

Элементы дидактической системы Ф.И.О. педагога
Л. В. Занков……. И.П.Волков Ш.А.Амонашвили
  Концептуальные идеи (принципы) Создал механизм выявления творческих способностей и их развития Создал механизм выявления творческих способностей и их развития Уделение особого внимания личности учителя, его нравственным качествам, духовному облику
  Главные цели обучения Высокое общее развитие личности. Создание основы для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания). Развитие творческих качеств, обучение грамотному выполнению работ Привить любовь к учителю и через неё привести ребёнка к знаниям
  Специфика организации учебного процесса Урок - основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание Гибкое построение процесса обучения творчества Взаимопонимание и любовь учителя к ученику
  Роль учителя в обучении Учитель организует сравнение материала, анализ, который подводит учеников к обобщению, к установлению закономерности, к формулированию этой закономерности. Разными способами развивать ребенка в творчестве Завоевать любовь детей
  Роль ученика в обучении   Разными способами развивать ребенка в творчестве  
  Особенности содержания образования Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства. Искусство как основа развития Гуманное отношение к детям;чувство уважения к ним.
  Преобладающие формы и методы обучения Урок - основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание Уроки плюс занятия в изо-студии  
  Степень соответствия традиционному обучению Отклоняется от традиционного обучения Соответствует традиционному обучению  
  Элементы системы, значимые для развития современной школы, практики образования.      

Задание № 3.

Разработайте план занятия на одну общую тему в двух разных системах обучения

(М. Монтессори и Дж. Дьюи).

Результаты оформите следующим образом:

Тема занятия: «Соль»

Возраст детей:8-9 лет

Элементы плана Система Монтессори Система Дьюи
  Цели занятия Сформировать представления о свойствах соли на основе чувств Экспериментальным путём, сформировать знания о свойствах соли на основе прагматичного восприятия
  Объект изучения соль соль
  Учебная проблема Вырастить кристаллики соли Вырастить кристаллики соли
  Задания учащимся вырастить кристаллики соли на ниточке из насыщенного раствора поваренной соли. вырастить кристаллики соли на ниточке из насыщенного раствора поваренной соли.
  Формы и методы обучения Эксперимент, наблюдение, обследование, сравнение Лабораторная работа, обсуждение, составление перспективного плана
  Ожидаемые результаты Сформирование представления о свойствах соли на основе чувств Знания о свойствах соли на основе прагматичного восприятия
  Способы проверки и оценки Наблюдение за работой учащегося Поиск условий, где можно применить полученные знания.

При разработке плана занятия учтите, что в обеих исходных дидактических системах познание мира происходит посредством практической деятельности, эксперимента. Но если в школе М. Монтессори основная идея - это развитие чувств, то в школе Дж. Дьюи - развитие активности, прагматического восприятия обучения.

Примеры уроков Монтессори и Дьюи по теме "Соль" для учащихся 8-9 лет.

Задание: вырастить кристаллики соли на ниточке из насыщенного раствора поваренной соли.

Монтессори: Ученики индивидуально наблюдают за происходящими в своём сосуде процессами, делают зарисовки. Трогают образующиеся кристаллы, нюхают их, пытаются лизнуть. Сравнивают форму кристаллов со стоящими рядом объёмными геометрическими фигурами.

Происходит эстетическое восприятие детьми кристалликов соли. Формируется ощущение процесса их выращивания, заботы о них.

Дьюи: Учащиеся периодически вынимают кристаллики из раствора и замеряют их размеры. Изучают реакцию кристаллов на изменение условий среды - концентрацию, температуру раствора. Обсуждают результаты и создают более благоприятные условия для их роста. Ведут лабораторные записи. Обсуждают перспективы применения выполненной работы.

В результате происходит коммуникация детей друг с другом, практическое и прагматическое восприятие опыта, поиск условий, где его можно применить.

Задание № 4.

Подумайте над вопросом: совпадают ли цели обучения во всех известных вам дидактических системах?

Обоснуйте письменно свой выбор:

1) Да, т.к. целью обучения, является развитие личности посредством организации усвоения обучающимися знаний, умений, навыков.

2) Нет.

3) Частично

4) Не знаю.

Задание № 5.

Познакомьтесь с вкладом отечественных дидактов в разработку проблем теории обучения

(на примере Б.П. Есипова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, В.С. Леднёва, И.Я. Лернер, В.В. Кривского, Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой, С.Г. Шаповаленко, Г.И. Щукиной и др.)

Используйте для этого Российскую педагогическую энциклопедию. В 2-х т. - М., 1993.

Составьте таблицу:

"Педагогические теории (концепции), идеи отечественных дидактов".

Ф.И.О. дидакта, годы жизни Основные труды Сущность разработанной теории (концепции), идей
  Есипов Б.П. (1894-1967) "Самостоятельная работа учащихся на уроках" - М., 1961; "Пути совершенствования методов обучения" - Л., 1963; "Дидактика" - М., 1957. Разработал проблему самостоятельности учащихся: определил понятие, выявил степень самостоятельности в зависимости от характера деятельности; обосновал классификацию уроков по основным дидактическим задачам и целям.
  М. А. Данилов (1899- 1973)………….. …… "Задачи и особенности начального образования", 1943; "Дидактические условия прочного усвоения знаний", 1945; "Роль начального обучения в умственном и нравственном развитии человека", 1947 "Педагогический процесс и его диалектика" (1970), "Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях" (1971), "Проблемы методологии педагогики и методики исследований" (1971) ……………………… Создал концепцию начального образования, в основе которой идеи отбора знаний, стимулирования внутренних сил личности, организации учебного труда, требующего самостоятельности мысли и действия; сформулировал ряд концептуальных положений, нашедших развитие в дидактических исследованиях; показал, что главной причиной отставания учащихся является недостаточное влияние традиционного процесса обучения на воспитание и развитие личности школьника.……………………………………………….
  М.Н. Скаткина… (1900-1991) ……….. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении- М., 1965 Совершенствование процесса обучения.- М., 1971. Формализм в знаниях учащихся и меры борьбы с ним.- М., 1956. Школа и всестороннее развитие детей- М., 1980.. …………………………… одним из первых начал разработку теории конструирования учебных программ; Автор ряда новых принципов дидактики, в том числе принципа научности обучения который он выделил, как самостоятельный впервые в отечественной дидактике в 1950 г; Значительна его роль в выявлении путей совершенствования процесса обучения в 60-80-е гг.……………….
  Ю.К. Бабанский (1927-1987) «Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект"»М.:1977; "Оптимизация педагогического процесса»-К.:1984; «Методы обучения в современной общеобразовательной школе»-М.:1985. Разработал теорию оптимизации обучения как научного обоснованного выбора и осуществления варианта обучения. Предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости.
  М.И. Махмутов (1926-..) «Проблемное обучение»-М.:1975; «Современный урок: вопросы теории»-М.:1981; «Современный урок»-М.:1985 Исследовал вопросы проблемного обучения, его роль в развитии творческих способностей учащихся.
  С.Г. Шаповаленко (1903-1988) «Соединение обучения с производственным трудом учащихся»-М.:1958; «Политехническое обучение в современной школе на современном этапе»-М.:1958. Разработал теорию использования ТСО. Один из первых исследовал педагогические и дидактические возможности элементах ТСО, в т.ч. в условиях школы.
  Г.И. Щукина (1908-1994) «Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения»-М.:1962; «Педагогика школы»-М.:1977; «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении»-М.:1984. Исследовала вопросы формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения.

Задание № 6.

Ниже приведены педагогические ситуации некоторых фрагментов уроков. Определите, какой вид обучения представляют данные ситуации: а) объяснительно-иллюстративный, б) проблемный, в) программированный. Свой ответ обоснуйте.

Ситуация № 1.

Прежде чем приступить к основной части урока, учительница литературы прочитала учащимся отрывок из сочинения. В нём говорилось: "«Старуха Изергиль» у меня вызвала противоречивые чувства. Ларру искренне жаль. Слишком жестоко для него наказание. Я бы смягчил его. Легенду о Данко я читал, хотя и с чувством зависти, но сам никогда бы не смог так поступить, как поступил он. Да и надо ли так поступать?"

(Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач.)

Объяснительно- иллюстративный вид обучения. Учитель излагает учебный материал, а ученики усваивают.

Ситуация № 2.

Этот урок начался постановкой учебной задачи: основываясь на трёх законах динамики и экспериментально наблюдаемых Ньютоном и его предшественниками закономерностях в движениях земных и небесных тел, повторите научное открытие Ньютона. Сообщаю научную цель урока: обосновать гипотезу, что сила взаимодействия двух точечных масс прямо пропорциональна квадрату расстояния между ними. Записываем известные Ньютону данные, анализируем каждый факт. Делаем вывод, что около Земли существует поле тяготения, что сила тяготения должна быть пропорциональна массам взаимодействующих тел. Предполагаем, что сила, заставляющая тела падать на Землю, и сила, искривляющая траекторию Луны и вызывающая её неправильное движение, имеют одинаковую физическую природу. В итоге устанавливаем пропорциональность силы произведению масс и обратную пропорциональность её квадрату расстояний между точечными массами. При проверке закономерности вводим коэффициент пропорциональности и записываем формулу всемирного тяготения.

Смотрим фрагмент фильма об опытном определении гравитационной постоянной, отмечаем универсальность полученной формулы.

Домашнее задание формулируем так: "Каждый установленный факт, прежде чем стать научной теорией, должен пройти многократное подтверждение. Применяя данные 4-го опытного факта, подтвердить справедливость полученной формулы для такого варианта: некие реально не существующие планеты с равными массами совершают круговое движение вокруг общего центра. В этом центре находится светило, удерживающие предполагаемые планеты на соответствующих расстояниях. Доказать, что сила их взаимодействия с этим светилом обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними".

На каждом этапе этого урока выслушиваем мнения всех желающих, но оцениваем и обсуждаем только грамотные, аргументированные ответы, при этом особенно ценим силу доказательств и убеждённость их автора.

(Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач.)

Данная ситуация представляет проблемный вид обучения. Учитель в начале урока поставил перед учениками проблемную ситуацию. В ходе урока ученики при участии учителя исследуют пути и способы ее решения: строят гипотезу, рассуждают, доказывают, аргументируют.

Ситуация № 3.

Студентка-практикантка проводила урок зоологии по теме "Класс земноводных. Внешнее строение лягушки". Она рассказала о лягушках, их особенностях как биологического вида. При объяснении строения лягушки использовала рисунки, плакаты.

Почувствовав, что внимание учащихся ослабевает, практикантка обратила внимание детей на следующий эпизод: "Великий русский учёный И.В. Мичурин, любивший всё живое, однажды приручил лягушку и постоянно оберегал её. А когда друг Мичурина убил лягушку палкой, знаменитый естествоиспытатель месяц не разговаривал с ним".

Ребята с интересом дальше продолжили слушать урок.

Данная ситуация представлена объяснительно – иллюстративный вид обучения, т. к. учитель использует пассивно – созерцательное обучение. Учитель излагает материал, ученики усваивают.

Ситуация № 4.

На уроке истории при обобщении и повторении пройденного материала учащимся предлагается выполнить задание по карточкам, предусматривающее варианты ответов, один из которых - правильный.

Вопрос Варианты ответа
1 2 3
  Какой метод развития сельского хозяйства в России во второй половине XIX в. получил название интенсивного? обеспечивающий прирост производства за счёт совершенствования технологии земледелия создающий прирост производства за счёт расширения новых земель предполагающий объединение мелких крестьянских хозяйств в крупное
  Из каких сословий формировался класс предпринимателей в России в XIX в.? дворянство духовенство посадские купечество дворянство посадские казачество купечество дворянство
  В каком году было отменено крепостное право в России?      
  Художник, автор картины "Бурлаки на Волге". Левитан Репин Суриков
  Кто из российских императоров получил прозвище "кровавый"? Александр III Николай I Николай II

(из опыта работы М.А. Кувырталовой)

Данная ситуация представляет программированным видом обучения, т.к. учитель использует специальные карточки с тестовыми заданиями.

Практическая работа № 3.

Тема: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

Цель: закрепление и систематизация знаний о содержании образования: понятии, концепциях, структуре, перспективах развития в контексте поисков стандартизации образования.

План:

1. Понятие о содержании образования, его роли в процессе обучения и формировании культуры личности.

2. Государственный образовательный стандарт.

3. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

4. Сравнительная характеристика основных концепций содержания образования.

Основная литература:

1. Андриади И.П. Теория обучения / Под ред. Андриади И.П. (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010.- п., 336 с.

2. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 496 с.

3. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - п., 352 с.

4. Пидкасистый П.И. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. (2-е изд.) учебник. – М.: Юрайт, 2011.- п., 502 с.

5. Сластёнин В.А. Психология и педагогика (8-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 480 с.

Дополнительная литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М., «Академия», 2008 – 192 с.

2. Педагогика:теории,системы,технологии:Учебник для студ. высш и средн.учебных заведений/Под ред.С.А.Смирнова.-8- е изд.,стер.-М:Академия,2008.-512с.-(Высшее профессиональное образование).

3. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003.

4. Осмоловская,И.М.Дидактика:Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /И.М.Осмоловская.-2-е изд.,.-М:. Академия, 2008.- 240с.

5. Подласый, И.П. Педагогика.В 3-х книгах:Учебник для студ.вузов /И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.и доп.-М:Владос.- (Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы.-2007.-527с.

6. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студ.вузов/И. П Подласый.- М: Высшее образование, 2008. -540с.-(Основы. наук).

7. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – Спб.: Питер, 2007.- 432 с.

8. Ситаров,В.А.Дидактика:Пособие для практических занятий: Учебное пособие длястуд.вузов/В.А.Ситаров.-М:Академия,2008.-352с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Ибрагимов, Г.И. Теория обучения: учебное пособие / Е.М. Ибрагимова, Т.М. Андрианова, Г.И. Ибрагимов.- М.: ВЛАДОС, 2011.- нет.- (Учебное пособие для вузов). Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:

http://www.rucont.ru/efd/153818?cldren=0

Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев.- М.: ВЛАДОС, 2010.- нет.- (Педагогическое наследие).- под ред. В.А. Сластенина.- ISBN 978-5-691-01654-7. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.rucont.ru/efd/153830?cldren=0

Городничева, А.С. Контрольные работы по педагогике: учебные материалы и методические рекомендации для студентов всех педагогических специальностей / А.К. Осин, А.С. Городничева.- 2009. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL: http://www.rucont.ru/efd/146087?cldren=0

Школа. С веком наравне / В.Г. Рындак.- Оренбург: ОГПУ, 2010. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.rucont.ru/efd/166470?cldren=0

Методические указания:

1. Задание № 1 предполагает проверить усвоение основных понятий по разделу "Содержание и стандартизация образования. Базисный учебный план; учебные программы, учебники" путём выполнения тестового задания.

2. Задание № 2 ориентировано на развитие аналитического мышления: путём систематизации знаний об основных концепциях содержания образования выделить согласно заданным параметрам характерные черты данных концепций.

Ход выполнения:

Задание № 1. Тест.

Выберите наиболее полное определение понятия "содержание образования":

а) перечень предметов, отражающих педагогически адаптированные основы наук, которые должны изучаться в школе;

б) знания, умения, навыки, необходимые для усвоения учениками;

в) опыт различных видов деятельности и эмоционально-ценностных отношений;

г) знания, умения, навыки, овладение которыми обеспечивает основу для всестороннего развития учащихся, готовность их к творческой деятельности, труду.

Какой главный фактор (система) из перечисленных влияет на формирование содержания образования:

а) культура и наука;

б) потребности общества и личности, предъявленные через цели;

в) возможности личности и характер учебной среды.

Отметьте те принципы, которыми руководствуются при отборе содержания образования (по Подласому И.П.):

а) научности,

б) доступности,

в) связи теории с практикой,

г) наглядности,

д) природосообразности,

е) историзма,

ж) систематичности,

з) вариативности,

и) последовательности,

к)гуманности,

л) соответствия возрастным возможностям,

м) интегративности.

К какому из 5 уровней в структуре содержания образования относят учебные курсы (по концепции Леднёва В.С.)?

а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5

Установите соответствие между организацией учебного процесса и видами структуры его содержания:

а) возвращение к изученному материалу, предполагающее его усложнение, расширение на последующих ступенях обучения б) непрерывное, последовательное изучение учебного материала в) постепенное расширение и углубление знаний г) сочетание прерывистого, но углублённого и расширенного освоения содержания учебного материала с последовательным изучением на отдельных этапах ключевых разделов и тем 1-в, 2-г,3-а, 4-б. 1) структура изложения со-держания учебного материала 2) смешанная структура 3) концентрическая структура 4) линейная структура

Кого из выдающихся педагогов считают основоположником идей материального образования?

а) Я.А. Коменского

б) Г. Спенсера

в) Г. Кербенштейнера

г) Дж. Дьюи

Кому из отечественных педагогов принадлежит понятие о содержании образования как педагогически адаптированном социальном опыте человечества, тождественном по структуре человеческой культуре?

а) М.А. Данилову, Б.П. Есипову, В.А. Онищук

б) В.С. Леднёву

в) И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину, В.В. Краевскому

Какие нормативные документы отражают содержание образования соответственно ГОСТу?

а) Закон РФ "Об образовании"

б) Базисный учебный план

в) образовательные программы

Вставьте пропущенные слова:

"Государственный образовательный стандарт - это минимум содержания образования, максимум учебной нагрузки,

а также требования к уровню подготовки учащихся.

Из перечисленных выберите основные компоненты Базисного учебного плана:

а) инвариантный,

б) федеральный,

в) региональный,

г) вариативный,

д) школьный.

Что представляет собой учебная программа?

а) нормативный документ, определяющий порядок изучения учебных дисциплин, количество часов и критерии оценки

б) нормативный документ, определяющий содержание и объём знаний по учебному предмету, количество часов, отводимых на изучение тем и разделов курса, а также критерии оценки

в) документ, в котором перечислены те принципы, которые будут изучаться в определённом классе, количество часов на их изучение

Задание № 2.

Проведите анализ различных подходов к концепциям образования на основе различных теорий, оформив результаты в виде таблицы.

Вопросы для сравнения Материализм Формализм Прагматизм Культуро-сообразность
1. Авторы. Ф.В.Доэрпфельд, Я.А.Коменский, Дж.Мильтон, И.Б.Багедов А.А.Немейер, Б.Навроченский Дж.Дьюи, Г.Кершенштейнер  
2. Основная идея(и). Основная цель – передача учащемуся как может большего объёма знаний из различных областей науки Рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся Источник связи между учебным содержанием отдельных предметов нужно видеть в индивидуальной и общественной деятельности ученика.  
3. Сущность модели.   Гл.критерии при отборе учебных предметов служит форм.ценность учебного предмета-математика, иностр.языки.    
4. Понятие содержа-ния образования.     Концентрация внимания на занятиях конструк. характера, учить детей готовить, шить…  

Самостоятельная работа № 3

Задание № 1.

Выпишите основные понятия дидактики:

Содержание образования - определяется как система знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся для полноценного функционирования в обществе (знаниево-ориентированный подход). Конкретный ответ на вопрос: «Чему учить подрастающее поколение? Какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством?

Государственный образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Базисный учебный план – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основной для разработки примерных и рабочих учебных планов и исходным документов для финансирования школы.

Образовательная программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса.

Учебник – это книга, излагающая основы научных знаний по определенному предмету.

Задание № 2.

Рассмотрите с точки зрения данной дискуссии роль содержания образовательной продукции ученика в его образовании:

Л.Н. Толстой говорил, что в сочинениях крестьянских детей можно обнаружить творческую силу, не уступающую произведениям Гёте. Л.С. Выготский отрицал такую позицию, считая, что стихийное творчество детей обречено "оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм.

Рассмотрев точку зрения Л. Н. Толстого и Л.С. Выгодского, я скорее соглашаюсь с Л. Н. Толстым, т.к. в сочинениях обшей массы крестьянских детей действительно можно обнаружить не только творческую силу, но и просто талантливых детей.

Задание № 3.

В современную теорию обучения введено понятие "учебный метапредмет", т.е. предметно оформленная образовательная структура, содержание которой базируется на системе фундаментальных образовательных объектов (А.В. Хуторской).

Изучите на примере метапредмета "Числа" основные дидактические характеристики данного понятия.

Ответьте на вопросы:

1. В чём состоит педагогическое значение учебных метапредметов?

2. Чем метапредмет отличается от обычного предмета образовательной области?

3. Какова роль метапредметов в личностно-ориентированном обучении?

Для учителя метапредмет «Числа» имеет две главные цели: 1) совместное с детьми постижение жизни и всего мира с помощью чисел и форм, 2) познание жизни самих чисел и форм как особых первоопределяющих сущностей мира. В этих целях заключено противоречие, побуждающее развитие ученика и учителя в ходе их математического образования. Число как средство познания мира на определенном этапе становится целью этого познания. Первая цель сменяется второй, чтобы потом вновь стать первой. Взаимодействие данных целей, двух направлений занятий в определенном смысле отражает фундамен­тальную проблему соотношения реального и идеального.

В отличие от обычных предметов, знания здесь не делятся на классы. Проблемы числа присутствуют в образовании как 6-летних, так и 16-летних учеников. Их различие обнаруживается лишь в объеме и степени проработки узловых образовательных проблем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: