Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Ход занятия:

Задание № 1.

● Выпишите основные понятия дидактики:

Образовательная диагностика – прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точнее определение его результатов.

………………………………………….

Контроль - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых;.…………………………………………………………………………………….

Проверка - это выявление и измерение;

………………………………………………………………………………….

Учёт - это фиксировании приведения в систему показателей проверки и контроля.

…………………………………………………………………………………………

Оценивание - это процесс проверки;

…………………………………………………………………………………

Оценка - это результат проверки ………………………………………………………………………………………

Отметка - это условное обозначение кодовых сигналов ……………………………………………………………………………………..

Задание № 2.

Познакомиться с вопросами образовательной диагностики, контроля, учёта и оценки в процессе обучения по учебным пособиям в области педагогики и дидактики В.А. Сластёнина, И.П. Подласого, П.И. Пидкасистого, В.И. Звонникова.

● Выпишите ключевые понятия, оформив записи в таблице:

"Основные подходы к понятиям контроля и учёта в процессе обучения".

Понятия В.А. Сластёнина, И.П. Подласый П.И. Пидкасистый В.И. Звонникова.
Образовательная диагностика Это процедура точного определения результатов процесса обучения с учетом способов их достижения, выявления его тенденций и динамики Прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов дидактическая процедура- ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.  
Контроль Операция сопоставление, сличение запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами Выявление, измерение и оценивание знаний, умений — это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке.  
Учёт Фиксирование приведения в систему показателей проверки и контроля Обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, выявление недостатков и пробелов в знаниях. выявление уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету  
Оценка Суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ Итоги результаты контроля процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе.  
Отметка Количественное выражение оценки Условные обозначения оценивания Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах.  

Задание № 3.

Изучите вопрос о методах контроля и самоконтроля в учебном процессе, используя для этих целей выше обозначенные учебные пособия по педагогике.

● Изобразите схематически взгляды современных дидактов на методы контроля:

- В.И. Звонников - - -

- И.П. Подласый Метод контроля –способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.

1)Метод устного контроля: опрос учащихся, контрольное чтение карты, чертежа. 2) Метод письменного контроля: диктанты и изложения, классные и домашние сочинения, письменные ответы на вопросы.

3) Методы практического контроля: решение задач по математике, физике; постановка и проведение опытов, наблюдений.

Графический контроль: выполнение чертежей, схем, графиков и диаграмм.

- П.И. Пидкасистый


● Подумайте, почему наблюдаются различия в точках зрения авторов.

Задание № 4.

Пользуясь учебным пособием И.П. Подласого, познакомьтесь с основными требованиями к опросу учащихся на уроке.

● Сделайте краткие выписки, оформив записи следующим образом:

Вид опроса Цель, задачи Объём и хар-р материала Кол-во субъектов контроля Формы, методы Критерии оценки На каких этапах урока применим
1. Фронтальный Повторение и закрепление учебного материала за короткий промежуток времени Краткий лаконичный ответ детей с места. Небольшой объём материала Участвует весь класс Опрос Вопрос-ответ Оценка выставляется за любой ответ Начало урока
2. Индивидуальный Выявление учителем ЗУНов отдельных учащихся Дополнительный вопрос задаётся при неполном ответе на основной. 2-3 ученика Письменный, устный В соответствии с полнотой и правильностью ответа В начале как проверка домашнего задания
3. Комбинированный   Один ответ устно при индивидуальном опросе, остальные – письменно на доске или за партой на листке За 20 мин. 5-10 человек Письм., устный Точность и правильность В начале как проверка домашнего задания. В конце как закрепление материала

Задание № 5.

● Проведите анализ дидактической системы Френе по вопросам диагностики и оценки результатов учебной деятельности.

Селестен Френе (1896-1966) - французский педагог, создавший оригинальную систему школьного обучения, основанную на природоестественной, трудовой и самоорганизующей деятельности детей.

Френе считал, что наиболее эффективный путь усвоения знаний - не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные приёмы традиционной школы, а экспериментальное "нащупывание" - естественный и универсальный метод познания. При этом выставление отметок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.

Основой учебного процесса в школе Френе является создание учениками так называемых свободных текстов на учебную тему, которую они выбрали. Это небольшие сочинения, в которых дети описывают свои впечатления от экскурсий, рассказывают о своих делах, друзьях, планах на будущее. Лучшие из свободных текстов обсуждаются на занятиях, рассматриваются и отдаются всем детям; те подшивают их в специальную тетрадку, играющую роль учебных пособий.

Для публикации и размножения текстов организуется школьная типография - главное техническое средство данной системы обучения, которое обслуживают сами учащиеся.

Традиционные учебники в этой школе отсутствуют. Вместо них - система карточек, содержащих математические задачи, грамматические упражнения, рассказы, иные тексты и задания по различным наукам и дисциплинам. На базе карточек создаются обучающие ленты, которые вкладываются для передвижения в специальную машину (прообраз программированного обучения). На одном кадре даётся условие задачи или вопрос, на следующем может находиться рациональный способ решения или ответ.

Чтобы не травмировать психику детей, отметки в школе Френе не выставляются. Взамен существует система оценивания с различными формами поощрения (награждение лучших учеников специальными орденами, возложение на голову венков, напечатание имён в газете и др.).

В. - Почему Френе считал, что выставление отметок успеваемости в принципе ошибочно?

В. - Какие формы, методы и средства образовательной диагностики (контроля, оценивания) использовал Френе? В чём их преимущества и недостатки?

В. - Возможно ли в современных условиях модернизации образования применять подход Френе к оценке результатов учебной деятельности учащихся? Дайте обоснование возможных вариантов.

Френе считал выставление отметок ошибочным, т.к. это травмирует психику ребёнка.

В школе Френе использовались: создание учениками свободных текстов, на учебную тему, которые они выбрали. Отсутствие традиционных учебников, вместо них система карточек. Оценки в форме поощрения.

Задание 6.

Выпишите определения следующих понятий. Используйте при работе различные словари.

Качество- совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность (Ожегов)

Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Рейтинг - (англ. rating) индивидуальный числовой показатель в классификационном списке.(большой энциклопедический словарь)

Степень популярности кого-л., устанавливаемая путем социологических опросов.(Ефремова)

Задание 7.

Прочитайте определения мониторинга и выделите существенные признаки данного понятия.

· непрерывное, научно обоснованное, диагностико-прогностическое слежение за состоянием, развитием педагогического процесса для оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения (Белкин А.С. Осно­вы педагогических технологий. Екатерин­бург, 1995);

· выявление и оценивание педагогических действий с обеспечением обратной связи (Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое общество, 1998);

· систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза (Социологический энциклопедический словарь под ред. Г.В.Осипова. М.: ИНФА-М-Норма, 1998).

Отслеживание результатов; постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям (Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. – 448 с.0.

Задание 8.

Ниже даны различные определения тестов. Выделите наиболее существенные признаки теста в психолого-педагогическом понимании:

Тест — это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оцен­ке, статистической обработке и сравнительному ана­лизу.

Тест — стандартизированные задания, по резуль­татам выполнения которых судят о психофизиоло­гических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Тест — это система заданий, позволяющих изме­рить уровень развития определенного психологичес­кого качества (свойства) личности.

Тест — это специфический инструмент, состоя­щий из совокупности заданий или вопросов и проводи­мый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо вида­ми деятельности и т.п.

Тест — стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установ­ления количественных и качественных индивидуаль­но-психологических особенностей.

Задание 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: