Ход занятия:
Задание № 1.
● Выпишите основные понятия дидактики:
Образовательная диагностика – прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точнее определение его результатов.
………………………………………….
Контроль - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых;.…………………………………………………………………………………….
Проверка - это выявление и измерение;
………………………………………………………………………………….
Учёт - это фиксировании приведения в систему показателей проверки и контроля.
…………………………………………………………………………………………
Оценивание - это процесс проверки;
…………………………………………………………………………………
Оценка - это результат проверки ………………………………………………………………………………………
Отметка - это условное обозначение кодовых сигналов ……………………………………………………………………………………..
Задание № 2.
Познакомиться с вопросами образовательной диагностики, контроля, учёта и оценки в процессе обучения по учебным пособиям в области педагогики и дидактики В.А. Сластёнина, И.П. Подласого, П.И. Пидкасистого, В.И. Звонникова.
|
|
● Выпишите ключевые понятия, оформив записи в таблице:
"Основные подходы к понятиям контроля и учёта в процессе обучения".
Понятия | В.А. Сластёнина, | И.П. Подласый | П.И. Пидкасистый | В.И. Звонникова. |
Образовательная диагностика | Это процедура точного определения результатов процесса обучения с учетом способов их достижения, выявления его тенденций и динамики | Прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов | дидактическая процедура- ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся. | |
Контроль | Операция сопоставление, сличение запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами | Выявление, измерение и оценивание знаний, умений | — это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. | |
Учёт | Фиксирование приведения в систему показателей проверки и контроля | Обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, выявление недостатков и пробелов в знаниях. | выявление уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету | |
Оценка | Суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ | Итоги результаты контроля | процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. | |
Отметка | Количественное выражение оценки | Условные обозначения оценивания | Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах. |
Задание № 3.
|
|
Изучите вопрос о методах контроля и самоконтроля в учебном процессе, используя для этих целей выше обозначенные учебные пособия по педагогике.
● Изобразите схематически взгляды современных дидактов на методы контроля:
- В.И. Звонников - - -
- И.П. Подласый Метод контроля –способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.
1)Метод устного контроля: опрос учащихся, контрольное чтение карты, чертежа. 2) Метод письменного контроля: диктанты и изложения, классные и домашние сочинения, письменные ответы на вопросы.
3) Методы практического контроля: решение задач по математике, физике; постановка и проведение опытов, наблюдений.
Графический контроль: выполнение чертежей, схем, графиков и диаграмм.
- П.И. Пидкасистый
● Подумайте, почему наблюдаются различия в точках зрения авторов.
Задание № 4.
Пользуясь учебным пособием И.П. Подласого, познакомьтесь с основными требованиями к опросу учащихся на уроке.
● Сделайте краткие выписки, оформив записи следующим образом:
№ | Вид опроса | Цель, задачи | Объём и хар-р материала | Кол-во субъектов контроля | Формы, методы | Критерии оценки | На каких этапах урока применим |
1. | Фронтальный | Повторение и закрепление учебного материала за короткий промежуток времени | Краткий лаконичный ответ детей с места. Небольшой объём материала | Участвует весь класс | Опрос Вопрос-ответ | Оценка выставляется за любой ответ | Начало урока |
2. | Индивидуальный | Выявление учителем ЗУНов отдельных учащихся | Дополнительный вопрос задаётся при неполном ответе на основной. | 2-3 ученика | Письменный, устный | В соответствии с полнотой и правильностью ответа | В начале как проверка домашнего задания |
3. | Комбинированный | Один ответ устно при индивидуальном опросе, остальные – письменно на доске или за партой на листке | За 20 мин. 5-10 человек | Письм., устный | Точность и правильность | В начале как проверка домашнего задания. В конце как закрепление материала |
Задание № 5.
● Проведите анализ дидактической системы Френе по вопросам диагностики и оценки результатов учебной деятельности.
Селестен Френе (1896-1966) - французский педагог, создавший оригинальную систему школьного обучения, основанную на природоестественной, трудовой и самоорганизующей деятельности детей.
Френе считал, что наиболее эффективный путь усвоения знаний - не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные приёмы традиционной школы, а экспериментальное "нащупывание" - естественный и универсальный метод познания. При этом выставление отметок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.
Основой учебного процесса в школе Френе является создание учениками так называемых свободных текстов на учебную тему, которую они выбрали. Это небольшие сочинения, в которых дети описывают свои впечатления от экскурсий, рассказывают о своих делах, друзьях, планах на будущее. Лучшие из свободных текстов обсуждаются на занятиях, рассматриваются и отдаются всем детям; те подшивают их в специальную тетрадку, играющую роль учебных пособий.
Для публикации и размножения текстов организуется школьная типография - главное техническое средство данной системы обучения, которое обслуживают сами учащиеся.
|
|
Традиционные учебники в этой школе отсутствуют. Вместо них - система карточек, содержащих математические задачи, грамматические упражнения, рассказы, иные тексты и задания по различным наукам и дисциплинам. На базе карточек создаются обучающие ленты, которые вкладываются для передвижения в специальную машину (прообраз программированного обучения). На одном кадре даётся условие задачи или вопрос, на следующем может находиться рациональный способ решения или ответ.
Чтобы не травмировать психику детей, отметки в школе Френе не выставляются. Взамен существует система оценивания с различными формами поощрения (награждение лучших учеников специальными орденами, возложение на голову венков, напечатание имён в газете и др.).
В. - Почему Френе считал, что выставление отметок успеваемости в принципе ошибочно?
В. - Какие формы, методы и средства образовательной диагностики (контроля, оценивания) использовал Френе? В чём их преимущества и недостатки?
В. - Возможно ли в современных условиях модернизации образования применять подход Френе к оценке результатов учебной деятельности учащихся? Дайте обоснование возможных вариантов.
Френе считал выставление отметок ошибочным, т.к. это травмирует психику ребёнка.
В школе Френе использовались: создание учениками свободных текстов, на учебную тему, которые они выбрали. Отсутствие традиционных учебников, вместо них система карточек. Оценки в форме поощрения.
Задание 6.
Выпишите определения следующих понятий. Используйте при работе различные словари.
Качество- совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность (Ожегов)
Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
|
|
Рейтинг - (англ. rating) индивидуальный числовой показатель в классификационном списке.(большой энциклопедический словарь)
Степень популярности кого-л., устанавливаемая путем социологических опросов.(Ефремова)
Задание 7.
Прочитайте определения мониторинга и выделите существенные признаки данного понятия.
· непрерывное, научно обоснованное, диагностико-прогностическое слежение за состоянием, развитием педагогического процесса для оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения (Белкин А.С. Основы педагогических технологий. Екатеринбург, 1995);
· выявление и оценивание педагогических действий с обеспечением обратной связи (Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое общество, 1998);
· систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза (Социологический энциклопедический словарь под ред. Г.В.Осипова. М.: ИНФА-М-Норма, 1998).
Отслеживание результатов; постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям (Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. – 448 с.0.
Задание 8.
Ниже даны различные определения тестов. Выделите наиболее существенные признаки теста в психолого-педагогическом понимании:
Тест — это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.
Тест — стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Тест — это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.
Тест — это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности и т.п.
Тест — стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических особенностей.
Задание 9.