Тема:Понятие о воспитательной системе: структура, этапы становления и развития. Характеристика гуманистических воспитательных систем.
Цель: сформировать понятие «воспитательная система»; проследить развитие теории и практики воспитательных систем (отечественных и зарубежных); проанализировать этапы становления воспитательной системы; критерии оценки эффективности воспитательной системы.
План:
1. Понятие воспитательной системы. Структура, функции и этапы становления воспитательной системы.
2. Традиции и инновации в функционировании воспитательной системы.
3. Характеристика отечественных и зарубежных воспитательных систем (Р. Штайнер, Я. Корчак, А.А. Захаренко, В.А. Караковский и др.).
4. Характеристика воспитательных систем в различных типах школ в Тульском регионе (школа Л.Н. Толстого, антропологическая школа и др).
5. Критерии оценки эффективности воспитательной системы.
Основная литература:
1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие: СПб.: Питер, 2011. - 304 с.
|
|
2. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 496 с.
3. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - п., 352 с.
4. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для вузов (2-е изд.). – М.: Изд-во Юрайт, 2011.- п., 502 с.
5. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов (2-е изд.). М.: Издательство Юрайт, 2011.- 574 с.
6. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник для студ. Высш и средн.учебных заведений/Под ред.С.А.Смирнова.-8- е изд., стер. - М:Академия, 2008.-512с.-(Высшее профессиональное образование).
7. Сластёнин В.А. Психология и педагогика (8-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 480 с.
Дополнительная литература:
1. Борытко, Н. М. Как разработать воспитательную систему в образовательном учреждении / Н. М. Борытко // Воспитательная работа в школе. – 2007. – №1.
2. Бочарова, Т. В. Воспитательная система центра образования №1601 как развивающее сообщество педагогов, учащихся и их родителей / Т. В. Бочарова, Е. Н. Козырева // Воспитательная работа в школе. – 2006. – №4.
3. Воспитательная система в городе-курорте Геленджик.// Воспитательная работа в школе. – 2005. –№1.
4. Гаврилин, А. В. Диагностика наличия и состояния воспитательной системы школы / А. В. Гаврилин //Классный руководитель. – 2007. – №8.
5. Григорьев, Д.Г. Критерии и показатели организационного состояния воспитательной системы школы..// Воспитательная работа в школе. – 2007. – №4.
6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня; под ред. Н.Л.Селивановой. – М., 1998.
7. Иванов, А. П. Пути развития культурной среды общеобразовательной школы / А. П. Иванов //Воспитательная работа в школе. – 2007. – №3.
|
|
8. Караковский, В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. – М., 1987.
9. Караковский, В.А., Григорьев, Д.Д. Школа практического гуманизма / В. А. Караковский, Д. Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе. – 2007. – №1.
10. Молчанова, Л. Ю. Воспитательная система школы «Юла» / Л. Ю. Молчанова // Воспитательная работа в школе. – 2007. – №2.
11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2007 – 640с.
12. Петунин, О. О. Воспитательная система «Мастерская достижений» / О. О. Петунин, М. А. Шошина // Воспитательная работа в школе. – 2006. – №1.
13. Подласый, И.П. Педагогика.В 3-х книгах: Учебник для студ.вузов/И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.и доп.-М: Владос.-(Педагогика и воспитание).-2007.
14. Понизовская, Л. И. Воспитательная система в сельской школе / Л. И Понизовская, Е. Н. Степанов // Классный руководитель. – 2005. – №4.
15. Селиванова, Н.Н. Критерии и показатели развития воспитательной системы школы / Н. Н. Селиванова // Воспитательная работа в школе. – 2007. – №4.
16. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.М. Общая педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
17. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: Учеб. пособ. для студ. вузов/С.Д.Смирнов.-4-е изд.,стер.-М:Академия,2009.-400с. - (Высшее профессиональное образование).
18. Степанов, П. Н. Критерии и показатели определения школы как воспитательной системы / П. Н. Степанов // Воспитательная работа в школе. – 2007. – №4.
19. Степанов, П. Н. Проблемы мониторинга воспитательной системы школы / П. Н. Степанов // Воспитательная система школы. – 2006. – №4
20. Черенкова, И. В. Воспитательная система «Школа социального успеха» / И. В. Черенкова // Воспитательная работа в школе. 2007. – №4.
Ход занятия:
Задание №1.
· Выпишите основные понятия темы:
Воспитательная система – целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива,его психологический климат.
Движущие силы развития воспитательной системы школы -………………………………
Интеграция - ……………………………………………………………………………………..
Дизинтеграция - …………………………………………………………………………………..
Задание №2.
· Прочитайте текст:
Воспитательные системы.
Понятие воспитательной системы вошло в педагогику не так давно. Первая небольшая брошюра «Воспитательная система школы: проблемы и поиски», посвященная рассмотрению этого понятия и воспитательной системы как феномена педагогической действительности, вышла в издательстве «Знание» в 1989 году. Последующие годы разработки теории воспитательных систем показали плодотворность, актуальность ее идей.
Воспитательная система сегодня рассматривается как комплекс взаимосвязанных блоков: цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.