1. Осмотретьвидимые дефекты коленчатоговала. Переченьвозможных дефектовуказаннарисунке16.
2.Замеритьшатунныеикоренныешейкиколенчатоговаласогласносхеме
замеров(рис.17).
а) б)
Рис.17.Схема измеренияшеекколенчатого вала:
а-коренных;б-шатунных
Измерение каждойшейкипровестивпоясахI-I;II-IIидвухвзаимно перпендикулярных плоскостяхА-АиБ-Б(А-Адлявсехкоренныхшеек принимаетсявплоскостикривошипапервойшатуннойшейки).Поясанаходятся уконцовшейкинарасстоянии, равном1/4отееобщейдлины,первыйпояс ближек носкувала.Результатызамеровшеек записатьвбланкотчета(табл.8)и рассчитатьвеличинуобщегоизноса(Иобщ)длявсехшеек,мм:
Иобщ=dн-dизн,
гдеdн–диаметршейкидо начала эксплуатации;
dизн-измеренныйминимальныйдиаметршейки.
Рассчитатьнецилиндричность(овальностьиконусность),мм:
Dов=dAA-dББ;
Dкон=dAAmax-dББmin.
Для каждой шейки получить два значения овальности и два конусообразности, наибольшее значение занестивтабл.8отчета.
3.Установить вал в центрах приборов ПБМ-500 или на призмы, и с помощьюштангенреймусаизмеритьрадиускривошипа(рис.18).
|
|
Рис.18.Схема определения радиусакривошипаколенчатоговала
Установитьшатуннуюшейкувверхнееположение 1изамеритьрасстояние d1доопорной площадки,повернутьколенчатый вал 3на 180°и замерить расстояниеd2,2-оськоренныхшеек.Вычислитьрадиускривошипа
= -.
Rкр
d1d2
2
4.Радиальноебиениеколенчатоговалаопределяютпосреднейшейке.Для
этого стержень индикатораупираютв среднюю кореннуюшейку. Обеспечив натяг2-3мм,поворачиваютколенчатыйвал,покастрелка незайметодноиз крайнихположений,затемповорачиваютвална 180°иопределяютновое положениестрелки.Разность междудвумяпоказаниямиопределитбиениевала. Величина прогибаваларавна половине величиныегобиения.
5. По указанию преподавателя провести более частые замеры одной кореннойиодной шатуннойшеек(через5мм),инаоснованииполученных данныхпостроить графикизноса шеекподлине.
6. Рассчитатьрядремонтныхразмеровдлякореннойилишатуннойшейки последующейметодике.
Нарис.19изображеносечениешейкивала,которая,имеяноминальный
размерdном,послеопределенногопробегаизносиласьдодиаметраd1.
Рис.19.Схема определения ремонтногоразмеравала
Износшейкивала,какправило,неравномерный:соднойстороныменьший
(z׀), а с другой -больший (z׀׀). Наибольший износ ее z׀׀
-предельный.
1 1 1
Изношеннуюшейку,еслипозволяетконструкциявала,можноотремонтировать
подремонтныйразмерdP1меньший,чем dном.Дляэтогошейкувала,неизменяя центров вала, обрабатывают под размер dP1 -первый ремонтный размер с учетом припусканаобработкушейки,равногоX1.Тогдапервыйремонтный размер шейкивала:
|
|
d=d
+2(z"+Х).
р1ном 1 1
Нопридефектовкецилиндровтруднозамеритьz1”,значительнопроще замеритьдиаметрd1.Тогда общийизносцилиндра:
' "
z1=dном-d1=z1+z1.
Есливведемкоэффициентнеравномерностиизносацилиндра
"
|
r= 1,то
z1
z1=rz1.
Пределыдлякоэффициентанеравномерности:приравномерномизносе
"
' " "
z1 ' "
z1=z1;
"
z1=2z1;
r=
=0,5; при одностороннемизносе
z1=0
и z1
=z1;
r= z1 =1.Такимобразом,r=0,5-1,0.
|
Изучая износ шеек коленчатого вала, определяют среднее значение коэффициента неравномерности. Тогда ремонтный размер
dP1=dном+2(rz1+Х1).ДляназначениявеличиныприпускаХ1необходимо учитыватьвидобработки(точениеилишлифование);неточностьустановки
валанастанке;остаточныедеформации.Выражение называть ремонтным интервалом цилиндров.
g0=2(rz1+Х1)
принято
Для определения количества ремонтных размеров шейки вала нужно
знатьминимальнодопустимыйдиаметршейкивалаdmin,исходяизусловий
прочности.Количестворемонтныхразмеров
n= dmax- dmin.
g0
Получаем ряд ремонтных размеров для коренных и шатунных шеек
коленчатоговала
dP1=dном-g0;
dP2=dном-2g0
ит. д.
Для конкретногослучая взять размеры вала dном;r = 0,8; z1- по результатам замеров взять максимальную величину; dmin= dном - 2, мм; Х1= 0,15 мм и рассчитать ряд ремонтных размеров для коренных или
шатунныхшеек поуказанию преподавателя.
7. Назначить ремонтные размеры для шатунныхи коренных шеек коленчатоговала,пользуясьданнымизамеровитабл.6и7.
8. Составить отчет по выполненной работе. Отчет должен содержать следующие сведения:
а)характеристику коленчатоговалавследующемвиде:
Маркадвигателя | Материалдетали | Термическаяобработка | Твердость |
Номинальныедиаметрышеек,мм коренных………….. шатунных…………….. Ремонтныедиаметрышеек,мм
коренных ……………шатунных …………… Допустимая овальность шеек,мм…………… Допустимая конусность шеек,мм ……………
Допустимыйпрогибвала,мм…………………
Допустимыйрадиускривошипа,мм…………
б)дефекты, установленные внешним осмотром коленчатоговала, результатызамерабиения среднихкоренныхшеек,шейкиподшестерню коленчатоговалаи торцевогобиенияфланцамаховикавследующем виде:
Биениекоренныхшеек | Биениешейкиподшестерню | Торцевоебиениефланца | ||||
I | II | III | IV | V | ||
в)размерырадиусовкривошипов;
г) результаты измерений шеек коленчатого вала, определения овальности,конусностии износазанестивтабл.8. Привестисхемузамеров.
|
д)Результатырасчетарядаремонтных размеров.
е) Заключение студента о характере дефектов и степени износа коленчатоговаласуказаниемспособаремонта.