Порядоквыполненияработы

1. Осмотретьвидимые дефекты коленчатоговала. Переченьвозможных дефектовуказаннарисунке16.

2.Замеритьшатунныеикоренныешейкиколенчатоговаласогласносхеме

замеров(рис.17).

а) б)

Рис.17.Схема измеренияшеекколенчатого вала:

а-коренных;б-шатунных

Измерение каждойшейкипровестивпоясахI-I;II-IIидвухвзаимно перпендикулярных плоскостяхА-АиБ-Б(А-Адлявсехкоренныхшеек принимаетсявплоскостикривошипапервойшатуннойшейки).Поясанаходятся уконцовшейкинарасстоянии, равном1/4отееобщейдлины,первыйпояс ближек носкувала.Результатызамеровшеек записатьвбланкотчета(табл.8)и рассчитатьвеличинуобщегоизноса(Иобщ)длявсехшеек,мм:

Иобщ=dн-dизн,

гдеdн–диаметршейкидо начала эксплуатации;

dизн-измеренныйминимальныйдиаметршейки.

Рассчитатьнецилиндричность(овальностьиконусность),мм:


Dов=dAA-dББ;


Dкон=dAAmax-dББmin.


Для каждой шейки получить два значения овальности и два конусообразности, наибольшее значение занестивтабл.8отчета.

3.Установить вал в центрах приборов ПБМ-500 или на призмы, и с помощьюштангенреймусаизмеритьрадиускривошипа(рис.18).


Рис.18.Схема определения радиусакривошипаколенчатоговала

Установитьшатуннуюшейкувверхнееположение 1изамеритьрасстояние d1доопорной площадки,повернутьколенчатый вал 3на 180°и замерить расстояниеd2,2-оськоренныхшеек.Вычислитьрадиускривошипа

= -.


Rкр


d1d2

2


4.Радиальноебиениеколенчатоговалаопределяютпосреднейшейке.Для

этого стержень индикатораупираютв среднюю кореннуюшейку. Обеспечив натяг2-3мм,поворачиваютколенчатыйвал,покастрелка незайметодноиз крайнихположений,затемповорачиваютвална 180°иопределяютновое положениестрелки.Разность междудвумяпоказаниямиопределитбиениевала. Величина прогибаваларавна половине величиныегобиения.

5. По указанию преподавателя провести более частые замеры одной кореннойиодной шатуннойшеек(через5мм),инаоснованииполученных данныхпостроить графикизноса шеекподлине.

6. Рассчитатьрядремонтныхразмеровдлякореннойилишатуннойшейки последующейметодике.

Нарис.19изображеносечениешейкивала,которая,имеяноминальный

размерdном,послеопределенногопробегаизносиласьдодиаметраd1.

Рис.19.Схема определения ремонтногоразмеравала


Износшейкивала,какправило,неравномерный:соднойстороныменьший


(z׀), а с другой -больший (z׀׀). Наибольший износ ее z׀׀


-предельный.


1 1 1

Изношеннуюшейку,еслипозволяетконструкциявала,можноотремонтировать

подремонтныйразмерdP1меньший,чем dном.Дляэтогошейкувала,неизменяя центров вала, обрабатывают под размер dP1 -первый ремонтный размер с учетом припусканаобработкушейки,равногоX1.Тогдапервыйремонтный размер шейкивала:


d=d


+2(z"+Х).


р1ном 1 1

Нопридефектовкецилиндровтруднозамеритьz1”,значительнопроще замеритьдиаметрd1.Тогда общийизносцилиндра:

' "


z1=dном-d1=z1+z1.

Есливведемкоэффициентнеравномерностиизносацилиндра

"


z
"

r= 1,то

z1


z1=rz1.

Пределыдлякоэффициентанеравномерности:приравномерномизносе

"


' " "


z1 ' "


z1=z1;

"


z1=2z1;


r=

 
2z"


=0,5; при одностороннемизносе


z1=0


и z1


=z1;


r= z1 =1.Такимобразом,r=0,5-1,0.

z
"

Изучая износ шеек коленчатого вала, определяют среднее значение коэффициента неравномерности. Тогда ремонтный размер

dP1=dном+2(rz1+Х1).ДляназначениявеличиныприпускаХ1необходимо учитыватьвидобработки(точениеилишлифование);неточностьустановки


валанастанке;остаточныедеформации.Выражение называть ремонтным интервалом цилиндров.


g0=2(rz1+Х1)


принято


Для определения количества ремонтных размеров шейки вала нужно

знатьминимальнодопустимыйдиаметршейкивалаdmin,исходяизусловий


прочности.Количестворемонтныхразмеров


n= dmax- dmin.

g0


Получаем ряд ремонтных размеров для коренных и шатунных шеек


коленчатоговала


dP1=dном-g0;


dP2=dном-2g0


ит. д.


Для конкретногослучая взять размеры вала dном;r = 0,8; z1- по результатам замеров взять максимальную величину; dmin= dном - 2, мм; Х1= 0,15 мм и рассчитать ряд ремонтных размеров для коренных или

шатунныхшеек поуказанию преподавателя.

7. Назначить ремонтные размеры для шатунныхи коренных шеек коленчатоговала,пользуясьданнымизамеровитабл.6и7.


8. Составить отчет по выполненной работе. Отчет должен содержать следующие сведения:

а)характеристику коленчатоговалавследующемвиде:

Маркадвигателя Материалдетали Термическаяобработка Твердость
       

Номинальныедиаметрышеек,мм коренных………….. шатунных…………….. Ремонтныедиаметрышеек,мм

коренных ……………шатунных …………… Допустимая овальность шеек,мм…………… Допустимая конусность шеек,мм ……………

Допустимыйпрогибвала,мм…………………

Допустимыйрадиускривошипа,мм…………

б)дефекты, установленные внешним осмотром коленчатоговала, результатызамерабиения среднихкоренныхшеек,шейкиподшестерню коленчатоговалаи торцевогобиенияфланцамаховикавследующем виде:

Биениекоренныхшеек Биениешейкиподшестерню Торцевоебиениефланца
I II III IV V    
             

в)размерырадиусовкривошипов;

г) результаты измерений шеек коленчатого вала, определения овальности,конусностии износазанестивтабл.8. Привестисхемузамеров.

Объектизмерения Поясизмерения Плоскостьизмерения Номерашеек
I II III IV V
Коренныешейки I-I А-А Б-БОвальность, мм          
II-II А-А Б-БОвальность, мм          
Конусность, мм А-А Б-Б          
Износ,мм            
Шатунные шейки I-I А-А Б-БОвальность, мм          
II-II А-А Б-БОвальность, мм          
Конусность, мм А-А Б-Б          
Износ,мм            
Таблица8


д)Результатырасчетарядаремонтных размеров.

е) Заключение студента о характере дефектов и степени износа коленчатоговаласуказаниемспособаремонта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: