К занятию №7

Задание. Выполните упражнения №157 на с.134, 169 на с.143 из: Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.

К занятию №8.

Задание.Выполните упражнение №185 на с.155, 191 на с.159 из: Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.


Практическое занятие 9

Тема: «Синтаксические нормы современного русского языка»

Теоретическая часть

1. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

2. Предложное и беспредложное управление.

3. Ошибки в употреблении однородных членов предложения.

4. Типичные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборота.

5. Нарушение синтаксических норм в употреблении сложного предложения.

Литература

1. Материал лекции.

2. Дроняева Т.С., Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002. – С.206-215, 220-226, 230, 233, 234.

Практическая часть

Задание 1. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Прошу предоставить Сергеевой Л.М. неоплачиваемый отпуск согласной личного заявления. 2. Он часто теряет свои вещи благодаря своей рассеянности.

3. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях. 4. Недалеки к истине те политики, которые доказывают о необходимости реформ. 5. Об этих задачах неоднократно отмечал министр. 6. Депутаты уделяют внимание на проблемы шахтеров.

3. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предложения.

1. Неожиданно воцарилось молчание, поняв смысл которого у меня испортилось настроение. 2. Потеряв общественные деньги, ей пришлось оправдываться перед всем коллективом. 3. Узнав эту прекрасную новость, радости его не было предела. 4. Слушая песни птиц и вдыхая аромат летнего вечера, ей казалось, что жизнь прекрасна и все еще впереди. 5. С грустью вспоминая о возможном, но ушедшем счастье, на ее лице появилась печать тоски и давней обиды. 6. Читая произведения русской классики, меня охватывает восторг и чувство гордости за отечественную литературу. 7. Проходя тяжелый горный перевал, им не раз приходилось останавливаться и ждать остальных членов экспедиции. 8. Будучи ребенком, его всегда интересовали вопросы, связанные с техникой. 90. Не чувствуя усталости и голода, наш путь к вершине продолжался.

Занятие №10 в форме лабораторной работы по отработке навыков редактирования текстов, в которых имеются нарушения морфологических и синтаксических норм.


Практическое занятие №11

Тема: «Научный стиль речи»

Теоретическая часть

1. Понятие «функциональный стиль».

2. Экстралингвистические особенности научного стиля.

3. Языковые особенности научного стиля (дополнить лекцию по данному вопросу).

4. Характеристика основных жанров научного стиля (реферат, аннотация, рецензия, конспект, тезисы).

Список литературы

1. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2001. – С.169-213.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2003. – С.33-44.

3. Материалы лекции

Практическая часть

Задание 1. Прочитайте текст, определите, к какой разновидности научного стиля он относится? Почему?

Задание 2. Составьте по данному тексту тезисы любого характера (или номинативные, или глагольные).

Что изучает пороскопия?

Любые поверхности кожи, на которых есть так называемые папиллярные линии (внутренняя сторона ногтевых фаланг пальцев, ребра ладони, запястья, ступни) имеют неповторимый рисунок, по которому можно идентифицировать человека. Кожные узоры на ладонях и ступнях формируются у шестимесячного плода и остаются неизменными до конца жизни. Более того, кожные поры тоже имеют уникальную структуру. Максимальная их плотность наблюдается на ладонях, подошвах и лбу. Для опознания личности по рисунку, количеству и величине кожных пор в криминалистике существует специальный метод, называемый пороскопией. Однако практическое применение ее затруднено, поскольку возникает необходимость в дополнительной идентификации участка тела, которым был оставлен отпечаток. Именно поэтому дактилоскопия, изучающая строение кожных узоров на ладонной поверхности ногтевых фаланг пальцев, является столь ценным способом идентификации человека. С момента его применения, с начала 20 века, преступники всячески искали возможность изменить собственные отпечатки пальцев: пробовали срезать кожу с подушечек пальцев, обжигали их кислотой, но итог был неутешительным. На новой коже, образовавшейся на месте ран, вновь проступали старые папиллярные линии. Более изобретательные делали себе глубокие надрезы, «подправляя» совсем маленькую деталь рисунка. Но криминалисты быстро догадались, что следует обращать внимание и на шрамы. Единственным же методом, позволяющим на длительное время (но не навсегда) изменить отпечатки пальцев, оказалась пересадка кожи с другого участка тела, например с ладоней или ступеней.

В 90-е годы криминалисты взяли на вооружение новую идею: британские ученые создали компьютерную систему, которая позволяет с легкостью идентифицировать человека по отпечатку уха. Преступники, заботясь о том, чтобы не оставлять отпечатков пальцев, нередко прикладываются ухом к двери, чтобы послушать, все ли тихо. Отпечатки пальцев берут специальным валиком, на котором и остаются «следы». Бельгии, Нидерландах и Швейцарии этот метод уже помог поймать преступников.

(из журнала «Вокруг света»)


Практическое занятие № 12,13

Тема: «Официально-деловой стиль речи»

Теоретическая часть

1. Сфера функционирования официально-делового стиля, подстили, жанровое своеобразие.

2. Лингвистические особенности официально-делового стиля (языковые формулы, языковое оформление распорядительных документов, деловой переписки).

3. Речевой этикет в документе.

4. История русского делового письма

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на – Дону, 2001. – С.303-398.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2003. – С.58-75.

Практическая часть

Задание 1. Объясните значение слов, называющих различные виды служебных документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю.

Аккредитив, аттестат, бюллетень, директива, извещение, коммюнике, меморандум, резолюция, сертификат, ультиматум, нота, конвенция, кассационная жалоба, оферта, циркулярные письма, пакт.

Задание 2. Образуйте глагольные сочетания с данными словами. Образец: акт – составить, предъявить.

Претензия, благодарность, виза, приказ, отчет, санкции.

Задание 3. Объясните характер допущенных ошибок в предложениях. Отредактируйте предложения.

1 Прошу оплатить стоимость двух диодов согласно счета. 2. В наше предприятие приглашены на работу молодые специалисты. 3. Согласно вашей просьбы направляем вам документы, необходимые для подписания договора. 4. Руководство производственной практики осуществляется ведущими специалистами предприятия. 5. В связи с предварительной договоренностью высылаем Вам необходимые документы. 6. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 7. Пишите ваши инициалы полностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: