Размещение населения по территориальному признаку

3. Существование материального обеспечения в форме налогов или других сборов. Наличие трёх этих признаков говорит о существовании государства, но эти признаки возникали не вместе, а в длительном процессе. У славян государство образовывалось для защиты от внешней опасности – образовывались племенные союзы (но было господствующее племя). Изначально власть существовала в родоплеменной оболочке. Х век – арабский географ Масуди сообщает о власти одного племени над другими, племена разделились на кланы и избрали своих вождей, но такого рода объединения недолговечны, пока существует угроза. Историки пришли к выводу, что Масуди говорил о VI веке, когда славяне воевали с аварами. Из житий мы узнаем, что союзы носили как оборонительный, так и наступательный характер. Со временем эти союзы – постоянные (также узнаем от арабов). В районе Киева по их данным было государственное образование Куякия, на Северо-Западе – Славия. Сведения Арабов есть и в ПВЛ (у многих племен были «правления» - княжения). Важно отметить, что союз на Северо-Западе был полиэтническим (славяне и финно-угры). Опасные народы – хазары и варяги – это и есть 2 очага государственности (на северо-западе и на юге). Начало возникновения государства у руссов относят к VI веку. Возникновение постоянных племенных союзов диктовалась необходимость защиты от врагов. На юге главным врагом были кочевники, например, хазары, печенеги, которые иногда проигрывали, а иногда побеждали и накладывали дань на покорённые племена. На севере главным врагом были викинги (норманны), сначала племена платили им дань, а затем образовали союз и «изгнали варягов за море, и не дали им дани и стали сами собой владеть». Но вскоре выяснилось, что без внешней сдерживающей силы не получается жить в мире и согласии, «и восстал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом». В борьбе за лидерство не смог никто одержать решающей победы, и тогда было принято решения отправить посланников к варягам, чтобы пришёл князь «править и володеть». В 862 году на призыв откликнулись три брата (возможно пришёл только Рюрик) – Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик сел в Старой Ладоге, потом в Новгороде, Синеус в Белоозере, а Трувор в Изборске. В конце ХV века появилась следующая теория – Рюрик был призван из Пруссии. Прус – царь Пруссии – был родственником Августа, следовательно, русские князья – родственники римских императоров. Можно предположить, что данная теория была создана для подъема авторитета русских князей (теория создана московскими идеологами). Данная версия присутствовала в истории весь XVI век, а в XVII веке в этой версии усомнились иностранцы. Петр Петрей, путешественник, 2 раза был на Руси, отступил от прусской версии и предположил, что варяги вышли из Швеции. Он описал это в своей книге «История великого княжества Московского». Политический смысл его теории – притязания на землю. В середине XVIII века российские академики Байер, Миллер и Шлецер сформулировали норманскую, или варяжскую теорию происхождения древнерусского государства. Они считают, что государство было создано пришедшими на Русь скандинавами, которых на Западе называли норманны, а на Руси – варяги. Основателем династии они считают Рюрика Новгородского (862-879 гг.). Год основания государства – 862 г., когда Рюрик был приглашен в Ладогу (Новгород). Рюрик пришел на Русь с братьями – Трувором (Белоозеро) и Синеусом (Изборск). Правда, позже норманнисты признали, что братья – вымышленные персонажи – итог неверного перевода летописца. Название «Русь» норманнисты выводят от названия народа, пришедшего с Рюриком. Данная теория вызвала множество споров, против утверждений Миллера выступил М.В.Ломоносов, создав антинорманскую теорию. Ломоносов отрицал роль варягов в образовании государства, связывал его с именем Кия – главы полян. Ломоносов ссылался на то, что слово «Русь» имеет славянское происхождение, у восточных славян были органы управления – народное собрание, были князья. Мировые историки согласились с норманнской теорией. Споры по поводу теории не прекращаются до сих пор. Фашистские войска, когда готовили почву для нападения на СССР, поднимали норманнскую теорию, в СССР в это время поднималась антинорманнская теория. Было ли призвание варягов или нет, вот в чём вопрос? Точка зрения И.Я. Фроянова: новгородские вожди пригласили варяжскую дружину с князем для помощи в войне за власть, но в ходе войны произошёл переворот, местный князь погиб, на его место сел варяжский конунг – Рюрик. В то время власть давалась победителю. Новгородская летопись рассказывает нам о Вадиме Храбром, который бросил вызов Рюрику, но потерпел поражение (Рюрик убил Вадима в личном поединке, лишившись вождя, восставшие покорились). Существует легенда о призвании варягов на Русь. Суть легенды – северо-западные племена сошлись на совет и «реша сами в себе», что надо найти князя, который бы правил ими и владел по праву. Племена пошли за море к варягам, и предложили им править собой: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжить и володеть нами». Старейший, Рюрик, сел в Новгороде, Синеус на Белоозере, Трувор в Изборске. В советской историографии существуют три подхода к известиям летописи о призвании варягов. Одни исследователи считают их в основе своей исторически достоверными. Другие — полностью отрицают возможность видеть в этих известиях отражение реальных фактов, полагая, что летописный рассказ есть легенда, сочиненная много позже описываемых в ней событий в пылу идеологических и политических страстей, волновавших древнерусское общество конца XI — начала XII века. Третьи, наконец, улавливают в «предании о Рюрике» отголоски действительных происшествий, но отнюдь не тех, что поведаны летописцем. Кроме того, они говорят и об использовании этого предания в идейно-политической борьбе на грани XI и XII столетий. Последняя точка зрения представляется более конструктивной, чем остальные. В легенде восхваляется Новгород, принижается роль Киева. Призвание варягов произошло, по-видимому, потому что Рюрик, возможно, был противником тех насильников, которых славянские племена изгнали, у него не было предпочтений, он был ближе к богам, так как пришел с другой территории. Двое дружинников Рюрика – Аскольд и Дир отделились от основной части дружины и ушли на юг, наткнулись на маленький городок Киев и стали там княжить. Они узнали, что Киев был основан тремя братьями – Кием, Щеком, Хоривом. Об этом подробно рассказывает легенда об основании Киева, в которой говориться, что город был назван Киевом, в честь старшего брата Кия. По легенде Кий сидел на горе, которая называлась Боричев, Щек сидел на горе Щековица, а Хорив сидел на горе Хоревица. Киев был построен на холмах, так что мы можем видеть правдоподобность этой легенды. Она также рассказывает о том, что Кий ходил в Константинополь и был принят византийским императором. В конце концов три брата и сестра их Лыбедь скончались в Киеве. Таким образом, мы видим, что образовались два центра государственности – на северо-западе (Новгород) и на юге (Киев). В советское время выдвигалось множество разных версий о том, где зародилась государственность. До революции считали, что Киев был очагом государственности, но после революции всё больше стали склоняться к версии, что государственность возникла в Новгороде. Сейчас многие историки полагают, что государственность зародилась одновременно и на северо-западе и на юге.

В 879 году умер Рюрик, ему наследовал сын Игорь, который не мог править по малолетству, тогда власть перешла к Олегу (879-912 гг.). Историки выдвигают несколько версий прихода к власти Олега:

Первая версия – Рюрик, умирая, завещал престол Игорю, а Олега назначает регентом по малолетству сына.

Вторая версия – Олег узурпировал трон, так как Игорь начала полноправно княжить лишь после смерти Олега.

Третья версия – Олег был назначен первым правителем (тоже был родственником Рюрика), а Игорь вторым правителем. Олег был старшим, поэтому получил право княжить первым.

Олег замыслил грандиозный поход на Киев, взял Смоленск и Любец, посадил там своих людей. Однако появление в южном регионе в 882 г родственника Рюрика - Олега стало дополнительным стимулом к объединению. Олег с дружиной подошёл к Киеву, но брать его штурмом не хотел и решил пойти на хитрость. Он спрятал своих воинов в ладьях, а сам с немногочисленным отрядом отправил послание Аскольду и Диру, что мол варяжские купцы хотят поприветствовать князей как друзей и соотечественников. Ничего не подозревая те пришли на корабль, их окружили, Олег сказал: «вы не князья и не роду княжеского, а он князь», - и показал им Игоря. Аскольда и Дира зарубили мечами. После этого Олег въехал в Киев и взойдя на один из холмов простёр руку над Днепром со словами: «Се будет мать городам русским». \

Древнейшим племенным центром в этом регионе была Старая Ладога, но будущее было за Новгородом. В ожесточенной межплеменной борьбе рождался словенский союз племен, перерастающий в «суперсоюз». Княжеская власть и дружина в его рамках претерпевают изменения, публичная власть усиливается, чему способствовал и «варяжский переворот». Историк полагает, что «призвание» было, но не на княжение, а для помощи в войне, и не трех братьев, а одного конунга с дружиной. Дальше последовал переворот, сопровождавшийся истреблением словенских князей и знатных людей.

Восстановив распавшийся было межплеменной союз (суперсоюз), новгородцы приступили к расширению своих владений. Историк приходит к неожиданному выводу о том, что словене получили с полян дань как победители, посадившие своего князя (Олега) в Киеве. Вот, что произошло в это время на Руси, а не мифическое объединение Юга и Севера. Я думаю, что это был один из последних гвоздей в гроб мифа о грандиозном государстве «Киевская Русь», созданного советской наукой.

Общественный строй восточных славян. Древнейшей формой семьи была «парная семья». У восточных славян наиболее типичной была большая семья (т.к. было полное единообразие всего инвентаря в жилищах), однако существовали и малые семьи. В них как правило была свобода семейных отношений, супруги часто менялись. Общество делилось на 2 типа: 1 – знать – вожди, князья (в отличие от вождя, князь был постоянным, а не временным руководителем), старейшины, 2 – рядовая масса. Дружинники – помощники князя, занимаются только военными делами. Дружину и князя нельзя противопоставлять обществу. Власть племенного союза была сконцентрирована в городах. Главной единицей общества был род. Роды объединялись в племена, племена в союзы племён, а те в свою очередь в суперсоюзы (союзы союзов).

Имело место рабство, но рабами могли стать лишь чужеземцы – челядь. Рабов часто продавали, у рядовой массы могли входить с семью, у знати служили при доме. Рабство не имело производственной пользы. В этот период произошел переход от родовой общины к соседской. Родовая община – гой (члены – гои, только кровные родственники, все принадлежит роду). Соседская община – вервь (члены – люди, родственники или соседи, произошел раздел собственности – к семье отошли дом, орудия труда, скот, урожай, утварь, в собственности общины остались – земля, выпасы, лес, реки). Общины объединяются в племенные союзы (их было 15), они упоминаются у Нестора. Каждый союз имел свой центр. Таким образом, князь – руководитель племенного союза, бояре – старшие дружинники, отроки детские – младшие дружинники, нарочитые мужи – племенная знать, люди – свободные люди, челядь – рабы. Власть делилась между тремя структурами: князь, «старцы градские» - совет старейшин, вече. 2 вида войска: дружина – войско князя, сохраняется ополчение – «тысяча» («полк»).

1) Челядь (о ней в летописях упоминается раньше всех) – в древнерусском понятии – это рабы. Рабов могли украсть, продать на международном рынке. Челядь – это рабы-пленники, поэтому источник так рано говорит о них. В XI веке положение челяди не изменяется, в «Русской Правде» - это вещь, которая принадлежит хозяину. В XII веке челядь также выступает в качестве рабов-пленников. Б.А. Рыбаков полагал, что челядь – это всё работающее население Руси.

2) Холопы (рабы местного происхождения, появились в летописях в конце X-начале XI веков) – в древнерусском понятии – это местное (туземное) рабство. Существует несколько типов холопства:

а) Самопродажа в холопы (человек продавал себя, свою свободу, так как не мог существовать и поэтому вынужден батрачить на богатого человека).

б) Мужи, бравшие в жёны рабыню, должны были согласовать моменты свадьбы с хозяином и составить договор. Если договора нет, то жених автоматически становился холопом.

в) Поступление в тиуны (ключники) – управители господского (княжеского) дома.

г) Холопами могли стать разорившиеся купцы.

В отличие от челяди (полностью бесправные рабы) холопы имели определённые права: имели семью, могли выступать в качестве послухов в суде, т.е. пользовались юридической и экономической дееспособностью.

3) Смерды (очень загадочная категория населения) – в древнерусском понятии – это покорённые и обложенные данью племена (например, финно-угорские племена). Есть категория внешних смердов (жили за пределами Руси и платили дань) и категория внутренних смердов (переселенцы, которые находились под властью князя). Вскоре появились монастырские и частновладельческие смерды.

4) Изгои (появились при распаде родоплеменного строя) – появляются в «Русской Правде», изгои – люди бедные, которые вынуждены были идти работать на богатого господина (свободные изгои). Изгои могли выкупиться из рабства, но всё же зависели от своего господина (зависимые изгои), например, холоп, выкупившийся из рабства.

5) Задушные люди – люди, которые отпускались на волю перед смертью господина.

6) Прощёные люди – люди, которые были отпущены на волю без выкупа.

7) Закупы (появились на Руси в середине XI века) – люди, отрабатывающие долг, располагающие собственным имуществом. Закуп – полузависимый человек (не раб, но и не свободен), которого господин мог наказывать, но в пределах разумного. Закуп может выступать в качестве послуха в суде, живёт на дворе господина и работает на него.

8) Рядовичи – люди, заключившие договор (ряд) с хозяином, согласившись жить и работать на его земле. Сведения о рядовичах весьма скудные. Даниил Заточник в своём «Молении» упоминает их. Рядович – мелкий управитель княжеского хозяйства. Большинство зависимого населения – это рабы и свободные люди. В целом древнерусское общество нельзя назвать классовым, хотя оно было неоднородным по своему составу. Его можно назвать дофеодальным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: