Особенности порядка формирования, структуры и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь

Состав Конституционного Суда и порядок его формирования регулируются частями второй и третьей статьи 116 Конституции Республики Беларусь. Конституционный Суд состоит из 12 судей. Важно учитывать, что это не только организационный, но и процессуальный состав: конституционные дела рассматриваются всеми судьями. То есть все они должны принимать участие в рассмотрении каждого дела. Это обусловлено исключительной важностью и сложностью решаемых Конституционным Судом вопросов. Но если по объективным причинам полный состав Суда в определенный момент невозможен (судья заболел; достиг предельного возраста пребывания в должности судьи, а новый судья пока не назначен (не избран) или т. п.), законодательство допускает проведение судебных заседаний в неполном составе. При этом, однако, должен иметься кворум: не менее 8 судей. Первоначальная редакция Основного Закона закрепляла нечетное число судей Конституционного Суда – 11. Теперь на одного судью больше. По 12 судей входят также, например, в конституционные суды Испании, Болгарии. Конституционный Суд Австрии – родины европейской модели защиты конституции – состоит из 14 членов (и шести запасных). Если голоса судей разделились поровну, то оспариваемый нормативный акт признается соответствующим Конституции, поскольку Закон Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» содержит презумпцию конституционности проверяемых актов. В число 12 судей входит Председатель Конституционного Суда. Это следует из пункта 8 статьи 84, по которому Председатель назначается из числа судей Конституционного Суда.

Статья 116 устанавливает требования к лицам, претендующим на занятие должности судьи Конституционного Суда. Они касаются квалификации и возраста. Судьи Конституционного Суда должны быть высококвалифицированными, иметь, как правило, ученую степень. Понятие высокой квалификации лишено четкого определения. Квалификация – это уровень знаний, умений и навыков. Высокая квалификация в смысле статьи 116 предполагает наличие высшего юридического образования, достаточно продолжительного стажа работы в правовой сфере; должны учитываться и места предшествующей работы претендента, должности, которые он ранее занимал. Свидетельством высокой квалификации служат успехи, достигнутые лицом в профессиональной деятельности. Ученая степень – один из показателей высокой квалификации. Она присуждается в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. «О научной деятельности» и другими нормативными правовыми актами за защиту научной работы – диссертации. В Беларуси существуют две ученые степени: кандидат наук и доктор наук. По смыслу части второй статьи 116, речь идет об ученой степени в области права, то есть степени кандидата или доктора юридических наук. Требование о наличии ученой степени обусловлено рядом факторов, связанных с особенностями применяемого Конституционным Судом акта – Конституции – и выносимых им заключений:

глубиной конституционных норм, их общим характером, отражением в них научных знаний о сущности, закономерностях и иных важных аспектах государственно-правовых феноменов;

сложностью вопросов, рассматриваемых Конституционным Судом;

высокой юридической силой заключений Конституционного Суда, их влиянием на направления нормотворческой и правоприменительной деятельности в государстве, окончательности данных заключений.

Исходя из формулировки части второй статьи 116, наличие у судьи Конституционного Суда ученой степени является общим правилом, из которого допускаются исключения. Невозможно однозначно определить, сколько судей из 12-и должны обладать ученой степенью. Думается, что простого большинства здесь недостаточно: вряд ли может считаться правилом норма, действующая, например, менее чем в 60% случаев. Скорее, речь необходимо вести о квалифицированном большинстве. В нынешнем составе Конституционного Суда ученую степень имеют 8 судей, в том числе 2 – степень доктора юридических наук, 6 – степень кандидата юридических наук.

Из Конституции следует необходимость соответствия судей Конституционного Суда и другим требованиям. В силу статьи 39 они должны быть гражданами Беларуси; необходима, конечно, и дееспособность. На основании части второй статьи 111 законы предусматривают и дополнительные условия занятия должности судьи Конституционного Суда.

По первоначальной редакции Основного Закона, Парламент (Верховный Совет) избирал всех судей Конституционного Суда. Председатель Суда также избирался Парламентом, но предложение по кандидатуре на эту должность вносил Президент. Действующая редакция Основного Закона закрепляет иной подход к формированию Конституционного Суда: половина состава судей назначается Президентом, другая половина избирается верхней палатой Парламента (Советом Республики). Такой паритетный (равный) порядок формирования органа конституционного правосудия различными государственными институтами наиболее распространен в мире. Он обусловлен необходимостью обеспечения независимости Конституционного Суда, предотвращения одностороннего влияния на него. Конституционный Суд разрешает споры в том числе между высшими органами власти, поэтому вполне логично, что ни один из этих органов не формирует Конституционный Суд целиком. Названная особенность компетенции Конституционного Суда объясняет специфику порядка его формирования по сравнению с другими судебными органами. Верховный, Высший Хозяйственный суды тоже, безусловно, должны быть независимыми, но все их судьи назначаются Президентом, хотя и с согласия Совета Республики.

Некоторое преимущество в вопросе определения состава Конституционного Суда у Президента все же имеется. Председатель Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики.

Председатель Конституционного Суда хотя и является его руководителем, но не обладает полномочиями единолично решать вопросы, отнесенные к компетенции данного органа Конституцией. Решения принимаются голосованием судей.

Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет. Очевидно, что это большой отрезок времени, он превышает сроки полномочий конституционных судов или других специализированных органов защиты конституции, например, в Италии, Испании, во Франции, в Болгарии, Греции, Португалии. Установленный белорусским Основным Законом срок полномочий применяется для члена Конституционного Суда, а не данного органа в целом. Это значит, что при досрочном выбытии одного из судей новый член избирается (назначается) на 11 лет, а не на срок, который оставался выбывшему члену. Предельный возраст нахождения в должности члена Конституционного Суда – 70 лет. Он заметно увеличен по сравнению с возрастом, определенным первоначальной редакцией Основного Закона, где составлял 60 лет. 70-летний возраст ограничивает пребывание в должности и членов Конституционного Суда Австрии. Установление максимального возраста пребывания в должности представляет собой уникальный случай для государственных органов Беларуси, чей статус отражен в Конституции. По отношению к замещению должностей в других органах есть ограничения минимального возраста: для Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. Если судья Конституционного Суда достиг предельного возраста пребывания в должности, не проработав в Суде 11 лет, то его полномочия все равно прекращаются. Соответственно, в состав Конституционного Суда допускается включать лиц, которые в силу своего возраста юридически не смогут осуществлять свои полномочия в течение 11 лет. Срок полномочий членов рассматриваемого органа может оказаться меньшим и по другим причинам, связанным с досрочным выбытием из его состава (в том числе отставкой, смертью судьи; наступившим в период осуществления полномочий несоответствием условиям назначения (избрания) на должность судьи (утрата гражданства, признание недееспособным)). В отличие от конституций многих государств, белорусский Основной Закон не запрещает назначать (избирать) судей на новый срок. В действующем составе Конституционного Суда 4 судьи, которые входили и в прежний состав.

Порядок освобождения от должности Председателя и судей Конституционного Суда регламентирован не статьей 116, а пунктом 11 статьи 84. Решение принимается единолично Президентом в отношении всех членов Суда, в том числе избранных Советом Республики. Президент в данном случае действует не произвольно, так как освободить от должности члена Конституционного Суда можно лишь по основаниям, которые предусмотрены законом. Несмотря на это, установленный порядок единоличного освобождения Президентом всех судей Конституционного Суда представляется не вполне обоснованным.

Статус судей органа конституционного правосудия определяется также статьями 110, 111 и некоторыми другими. Как и судьи других судов, они независимы и подчиняются только закону (точнее, Конституции); не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Статья 36 запрещает им быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, а статья 92 – членами палат Парламента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: