Методология | Феноменология | Праксиология | |
ТЕОРИЯ | Концептуальный аппарат: Объект, предмет, принципы, закономерности и категории ювенологии; основные положения ювенологического знания, связанные с определением места и роли молодого поколения и ювенального фактора в общественной жизни (экономике, политике, социальной сфере) | Концептуальные модели общего порядка (общие теории): педиатрия педагогика социология этнография право экономика демография валеология культурология менеджмент медицина | Концептуальные модели частного порядка (частные теории): социальная педиатрия социология молодежи подростковая медицина детская психиатрия психология семейных отношений девиантное поведение несовершеннолетних молодежная субкультура теория и практика молодежной политики ювенальная юстиция ювенальное право |
ПРАКТИКА | Инструментальный аппарат: Методы, методика и процедуры конкретного ювенологического исследования | Явления, процессы и факты ювенальной сферы реальной жизни, не структурированные пока в специальное научное знание (ювенологию) | Социальные институты, общественные организации, исследующие проблемы ювенологии или реализующие на практике ювенологические знания |
Задачи и функции ювенологии не ограничиваются только описанием, но и предполагают проникновение в сущность исследуемых явлений, анализ факторов и механизмов, детерминирующих и опосредующих исследуемые процессы ювенального характера.
|
|
Ювенология осуществляет исследования комплексных проблем онтогенеза и филогенеза молодого поколения, изучает законы и закономерности взросления, достижения физической, психической, духовной, социально-психологической и социально-экономической зрелости. Одновременно она уделяет значительное внимание социальной практике, служит научной основой регулирования и решения конкретных проблем детства и молодежи. Сочетание теоретических (фундаментальных) и прикладных исследований является неотъемлемой характеристикой ювенологического исследования.
Ювенология служит научной основой регулирования процессов в молодежной сфере на всех уровнях социального управления.
Ювенологическое исследование включает следующие основные процедуры и этапы:
– определение проблемной ситуации, главной цели и поэтапных задач исследования в терминах и парадигмах тех дисциплин, методы и средства которых используются в конкретном исследовании;
– разработка парадигмы (концепции) конкретного ювенологического исследования;
– выдвижение основных гипотез, предположений о взаимозависимостях;
|
|
– проведение исследования с использованием методов и процедур конкретных научных дисциплин и с учетом ограничений, накладываемых спецификой объекта и предметной областью ювенологии;
– выявление основных тенденций изменения объекта ювенологического исследования, построение моделей и прогнозирование развития исследуемого явления или процесса.
Таким образом, ювенология как наука изучает явления, процессы, состояния и образования, возникающие в социально-демографической группе молодого поколения, находящейся в периоде перехода от социально незрелого возраста к социальной, экономической и гражданской зрелости (в мир «взрослых» людей).
Молодежь и проблемы ее жизнедеятельности обладают яркой спецификой и отличаются от подобных (схожих) проблем старшего поколения.
Важнейшие проблемы, составляющие основу ювенологии как определенной совокупности междисциплинарных знаний о молодом поколении, объединены в следующие научные сферы: а) взаимодействие общества и молодежи; б) характер отношений молодежи и государства; в) качество молодежи как критерий состояния и реформирования общества; г) молодое поколение и перспективный человеческий-трудовой потенциал социума; д) молодое поколение и другие группы и слои общества: характер взаимодействия.
Общая парадигма ювенологии (как исходная концептуальная модель постановки проблем и их практического решения) на современном этапе формирования ювенологического знания включает следующие основные положения:
1. Перспективы общественного развития определяются человеческим, а точнее – молодежным фактором, в том числе будущим трудовым потенциалом (ресурсами) общества. Молодое поколение – основной социальный ресурс развития общества, определяющий вектор социально-экономического развития.
2. Качество будущего трудового потенциала – это качество молодого поколения сегодня. Успешное решение социально-экономических вопросов напрямую зависит от качества нынешней молодежи: ее жизнеспособности в демографическом и медико-биологическом аспектах, определяется образовательным, профессиональным, культурным уровнями, трудоспособностью и гражданской зрелостью. Это, в свою очередь, актуализирует проблему повышения качества молодежи как будущего трудового потенциала стабильного российского общества, где под качеством молодежи понимается целый комплекс психофизиологических, интеллектуальных и духовных потенций молодого поколения, которые в силу известной закономерности определяют будущее социума.
3. Значимой целью общества и государства всегда, во все времена выступают воспитание, образование, социализация молодежи как субъекта общественного воспроизводства, формирование у нее свойств, которые будут способствовать интенсивному общественному развитию, включая социально-экономическое, гражданское, политическое, научно-техническое и духовно-нравственное. Каждое новое поколение людей несет в себе два вида качеств и свойств, представленных по-разному. Одни можно отнести к «адаптивно-функциональным», другие – к «перспективно-воспроизводящим». От их соотношения в среде подрастающего поколения во многом зависит социальное развитие в целом. В реальной жизни формирование свойств обоих видов идет одновременно, но при необходимом доминировании одного из них. Если доминирует процесс формирования «адаптивно-функциональных» качеств, общественное развитие замедляется. В условиях системного кризиса необходимо активизировать, в первую очередь, формирование «перспективно-воспроизводящих» качеств и свойств. К ним следует отнести самостоятельность, ответственность за судьбу отечества, реальную оценку своих возможностей, здоровый образ жизни, постоянное стремление к повышению образования и квалификации, профессиональную мобильность, быструю адаптацию к возможным негативным жизненным переменам, повышенную творческую активность, высокий уровень включенности в познавательную и трудовую деятельность, выраженный патриотизм и гражданственность. Развитие и поддержка названных свойств должны рассматриваться как процесс формирования инновационного потенциала саморазвития социума, так как именно они определяют в будущем высокое качество экономически активной части населения – трудовых ресурсов общества.
|
|
4. Развитие инновационных «перспективно-воспроизводящих» характеристик и свойств у молодого поколения может наиболее успешно осуществляться через социальную политику, реализуемую в отношении молодого поколения. Молодежь может выступать не только как объект опеки и управления, но как активный субъект общественного воспроизводства. Молодое поколение способно выступить условием и фактором социально-экономических перемен и инновационной силой. На это и должна быть направлена политика общества и государства в отношении подрастающего поколения.
Молодежная составляющая человеческого потенциала -человеческий потенциал социально-демографической группы «молодежь» широкого возрастного диапазона (11–29 лет), охватывающего несколько специфических периодов жизни человека (подростковый возраст, юность, собственно молодежь) и характеризующегося значительными изменениями человеческого потенциала личности. На этот период приходятся основные инвестиции в человеческий капитал, обеспечивающие приращение человеческого потенциала личности, формирующие социально значимые потенциалы молодежи: экономико-трудовой, интеллектуальный, общественно-политический. Размеры инвестиций и эффективность вложений в молодежную составляющую человеческого капитала зависят не только от волеизъявления человека, но и от проводимой государством политики по сбережению, воспроизводству, формированию, развитию и активному использованию человеческого потенциала.
|
|
Национальный человеческий потенциал при отсутствии катаклизмов (войн, революций, природных бедствий, эпидемий, экономических кризисов) развивается эволюционно; заметные изменения его характеристик определяются средним сроком подготовки молодого поколения к трудовой жизни (общее воспитание, профессиональное образование). Качество человеческого потенциала молодого поколения определяет возможности развития любой страны и региона. Государства, осознающие роль молодежи в достижении целей национального развития, реализуют политику в отношении семьи, детства и молодежи как политику накопления и развития человеческих ресурсов.