Я позиция. «Сам по себе»

В такой позиции психолог фактически не является участником пси­хологического процесса, все знают о его существовании, но никто не понимает, чем он занимается. Его работа отрывочна и эпизодична. Его образ окутан дымкой загадочности. И если в начале коллек­тив проявляет любопытство к деятельности психолога, то далее интерес постепенно пропадает и об этом специалисте забывают. Такая позиция мо­жет быть выгодна, с одной стороны, администра­ции, которая не заинтересована во вмешательстве в привычное течение дел, а с другой, псевдопсихо­логам, по какой-либо причине не желающим или не умеющим работать.

Я позиция. «Один из нас».

Стиль отношений «Один из нас», с нашей точки зрения, на­ходится ближе остальных к некоторой оптимальной позиции. Она позволяет психологу устанавливать равноправные дело­вые отношения, налаживать дружеские контакты. В такой си­туации педагогам легче рассматривать работу психолога не как его личное дело, а как часть школьной учебно-воспитательной системы, к которой они имеют определенное, функционально закрепленное отношение.

Однако мы считаем, что в рамках этой системы взаимоотношений психологу необходимо сохранять не­которую личную дистанцию, существовать как бы отдельно от повседневных межличностных связей внутри педагогического коллектива. Мы уже говорили о том, что педагогический кол­лектив — очень своеобразная система и по своему составу (пре­обладают женщины), и по содержанию отношений (в основном эмоциональные контакты). Находясь внутри сложной паутины межличностных симпатий и антипатий, тонких эмоциональных игр и манипуляций, психологу будет очень трудно оставаться на профессиональной позиции, сохранять свой авторитет, пра­во на экспертную независимую оценку, посредническую дея­тельность и др. Конечно, это не просто — поддерживать равноправные дружеские и деловые отношения и не переходить некоторой эмоциональной границы. И возможно, читателям по­кажется, что мы слишком усложняем вопрос, однако наш опыт показывает, что это не так. Оптимальное сочетание вклю­ченности и отстраненности задают успешность психолога в меж­личностных отношениях с педагогическим коллективом школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: