Безусловно, опыт практической работы, уровень сформированности коммуникативных умений, наличие навыка публичных выступлений, наконец, личностные особенности играют свою роль, когда психолог вступает в контакт с группой родителей. В то же время каждому психологу приходится сталкиваться с недоверием, напряженностью, невысокой мотивацией, сопротивлением родителей, когда их ставят перед необходимостью слушать и воспринимать выступление психолога.
Когда речь идет о взаимодействии, ответственность за его результаты распределяется между участниками. Пусть даже она в большей степени лежит на психологе, но все-таки не целиком. Об этом важно помнить и отдавать себе отчет в том, какую часть ответственности реально может и готов взять на себя психолог.
Психолог может взять на себя ответственность за то, чтобы тематическое сообщение было интересным и актуальным для родителей, за то чтобы материал излагался доступно, за то чтобы его собственное поведение соответствовало позиции уважительного, доброжелательного отношения к родителям, за то, наконец, чтобы присутствовать на родительском собрании, если имеется договоренность с классным руководителем, родителями об этом.
|
|
Психолог не может отвечать за то, что не все родители проявят большую заинтересованность в обсуждении той или иной темы, что не все родители проявят готовность и желание встречаться с психологом в формате родительских собраний систематически.
И в этом смысле вряд ли стоит брать на себя задачи такого рода, а когда они не решаются в полном объеме, сетовать и укорять себя: «У другого психолога все бы получилось». Это миф, а реальность такова, что, если часть родителей проявит интерес, найдет что-то полезное для себя в обсуждаемой теме, захочет и сможет еще раз прийти на встречу с психологом (на собрание или индивидуально), - это хороший результат использования такой формы работы, как родительское собрание.
Опасность ожидания от всех родителей полной удовлетворенности заключается еще и в том, что можно отойти от позиции равноправного взаимодействия и пойти по пути пристройки «снизу», начать искать расположенности родителей путем заискивания перед ними.
Другой вариант - психолог занимает позицию мое знающего эксперта: «Я отвечу на все ваши вопросы, я знаю, как надо, и вам об этом расскажу». К сожалению ни одно из отступлений от позиции уважительных, доброжелательных, равноправных отношений с родителями не способствует формированию стабильного, долговременного интереса со стороны родителей к сотрудничеству со школьным психологом.