Рядом и вместе

А.С. Спиваковская определяет «правильный» мотив воспитания следующим образом: это — естественное воспитание. «Воспитание — это протянутая рука, побуждение шагать вперед без страха, потому что вы рядом. А это так естественно — учить шагать... Ничего не надо в себе ломать, не надо искать в помощь костыли и инструкции, надо просто следовать самому себе. Жить естественно и естественно отдаваться своей воспитательной работе. Без жертвенности, без мук...» Воспитание — это жизнь рядом и вместе. Это наполнение живым, естественным для вас смыслом каждой минуты общения и молчания. Так я услышала А.С. Спиваковскую, и душа легко откликнулась на эту мысль: да, именно так. Но с годами пришло понимание, что это не все: у этой замечательной мысли есть продолжение, без которого сама идея «естественного» воспитания превращается в некоторое опасное лукавство. Все-таки воспитание — это работа. Конечно, прежде всего — работа души, направленная на поддержание естественности (К. Роджерс сказал бы — конгруэнтности) собственной жизни — совершаемых поступков, высказываемых мыслей, переживаемых чувств и состояний. Но это еще и некоторая технология.

ОСОБАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Вот. Опасное слово произнесено. Воспитание есть технология, и понеслось, поехало: методики воспитательной работы, рекомендации по организации воспитательного процесса, психолого-педагогические условия формирования... Но я не об этом. Я об особой технологии, создать которую можно, но невероятно трудно, и, главное, у каждого эта технология своя. Речь идет о том, что мы, воспитатели, должны найти выразительные средства, которые помогли бы нашим детям увидеть транслируемые им жизненные ценности и установки. Потому что если ты еще воспитатель другой души, то недостаточно жить так, как просит душа. Нужно уметь показать своему воспитаннику, как ты живешь, чем дышишь. И сразу возникает множество вопросов: какие игрушки покупать ребенку, в какие игры с ним играть, какие книжки читать, кого приглашать в гости и как проводить свободное время, как комментировать мировые события и т.д. Все это надо делать так, как хочешь, но с условием, что стоящие за всеми событиями ценности и смыслы будут увидены твоим ребенком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: