Типический опыт

Первый путь — усвоение так называемого типического опыта. Некоторые представления, модели поведения, существующие в культуре, перекочевывают в индивидуальный багаж человека с незначительными модификациями. Например, правила этикета, нормы уважительного обращения, нравственные заповеди. Для человека их существование в его личном опыте исчерпывается коротким и емким: «Так надо».

Переход типического из внешнего мира во внутренний психологический мир человека осуществляется с помощью определенных механизмов. Н. Смелзер называет четыре таких механизма (Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994).

Имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. Чаще всего — значимого взрослого или сверстника, и особенно в тех случаях, когда между ребенком и «предметом» подражания установились эмоционально теплые отношения.

Идентификация — в данном случае усвоение чужих установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных. Ребенок воспринимает особенности родителей и других значимых людей и воспроизводит их в собственном поведении, стиле жизни.

Чувство стыда — механизм, запрещающий определенное поведение. Ребенок, отказываясь вести себя тем или иным образом, избегает унижения, позора и разоблачения, которые последуют в том случае, если его застанут на «месте преступления»

Чувство вины — еще один механизм запрета, но его особенность состоит в том, что все переживания носят внутренний, личностный характер. Муки совести возникают при нарушении запрета, независимо от того, было ли это отмечено окружающими или нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: