Воспитательное воздействие

Вот поучительный пример. Два преподавателя 9-го «Б» класса нашей школы — истории и географии — одновременно забили тревогу: на их уроках в течение последней недели несколько раз поднимались неприятные, агрессивные, в «черносотенском» духе разговоры на тему чеченцев, «лиц кавказской национальности» и евреев. Все попытки убедить подростков, словесно воздействовать на них не привели к успеху: ребята еще больше распалялись, их высказывания становились крайне экстремистскими. Для школы это ситуация чрезвычайная, неприемлемая. Что делать? Были, конечно, предложения о принятии всяческих административных мер: разговоров, приглашения родителей. Но, к чести педагогов, они пошли по другому пути, к ним присоединились и мы, психологи. Мы написали открытое письмо всем гражданам Экономической школы-лицея (ЭШЛ), в котором достаточно эмоционально высказали свою позицию по этому вопросу и прописали шаги, которые мы собираемся предпринять. А именно: обратиться в совет школы с просьбой провести опрос всех граждан ЭШЛ по данному поводу, организовать публичные дебаты и посвятить теме национализма несколько публикаций в школьной газете. Письмо было подписано, размножено и развешено по всей школе. Через день социологическая группа совета школы провела опрос. Выявилась небольшая группа ребят, заявивших о своей готовности принять участие в дебатах и отстаивать националистические взгляды, и очень большая группа, готовая активно составить им оппозицию. Психологи предложили обеим сторонам помощь в подготовке (в обучении навыкам ведения спора). Но это внешняя канва. Важнее другое. Классные руководители рассказывали, что письмо и опрос потрясли ребят. Во всех классах было много внутренних разговоров и споров на эту тему. В каждом классе есть нерусские дети. Выяснилось, что многие из них втайне беспокоились о том, что думают о них одноклассники. Они получили поддержку от своих ребят, и это для большинства из них было важно. Дебаты были подготовлены, но не состоялись. Одна из групп (думаю, вы догадались какая) отказалась от участия. У кого-то из педагогов возникла идея, что, может быть, психологам стоит «поиграть» в националистов, для того чтобы воспитательное мероприятие все же состоялось. Естественно, мы категорически отказались: «Мы работаем в идеологии сопровождения. А значит, работаем с той ситуацией, которая создается жизнью, конкретными участниками событий. Провокации и педагогические игры здесь неуместны». В ближайшем номере школьной газеты были опубликованы результаты опроса, статья учителей, начавших эту кампанию, и официальный отказ от дебатов сторонников националистических отношений. В настоящее время тема «великорусского шовинизма» в школе не звучит. Так завершился эпизод, который, с моей точки зрения, с полным основанием может быть назван «педагогическим воспитательным воздействием».

Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: