Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка.

Подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему силой, которая действует в его собственной глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперед, мутит и волнует душу, бросая ее из одной крайности в другую.

В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

Доказано, что подростковый возраст является наиболее сензитивным к усвоению социально значимых ценностей и формированию толерантности [Асмолов А.Г. Аннотация "Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности" // Вопросы психологии, 2003.- №4]

Изучению проблем подросткового возраста посвящали свои работы многие исследователи (Л.С. Выготский, Н.Н. Толстых, Л.И. Божович Д.Б. Эльконин и др.)

Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина подростковый возраст наступает в 10 лет и длится до 15 когда наступает ранняя юность.

Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина

· Младенчество (0 – 1 год)

· Раннее детство (1 -3 года)

· Дошкольный возраст (3 – 7 лет)

· Младший школьный возраст (7 – 10 лет)

· Подростковый период (10 – 15 лет)

· Ранняя юность (15 – 17 лет)

Наступление подросткового возраста проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет).[ http://generalpsychology.narod.ru/books/1/Efimkina.pdf]

С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, "россказням" и т.д.).

Во время смены интересов многим взрослым (особенно родителям) кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес.

Да и сам подросток нередко чувствует себя как будто опустошенным. Но не стоит слишком сильно переживать по этому поводу. Такое состояние (в разумных пределах) является нормальным для данного возраста. Недаром Лев Николаевич Толстой называл этот период «пустыней отрочества»

Согласно принятой нами периодизации Д. Б. Эльконина, ведущей деятельностью подросткового возраста является интимно – личностное общение со сверстниками.

Мнение сверстников становится для подростка более значимым, чем мнение взрослого. Теряется прежний авторитет взрослых, вследствие чего возможны конфликты с родителями.

Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Иными словами, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. [ Хилько М.Е., Ткачева М.С. - Возрастная психология. Конспект лекций М.: 2010.]

На современном этапе развития общества, на формирование потребностей подростков оказывают большое влияние СМИ и реклама.

В этом возрасте делается акцент на наличие определенных вещей: так, подросток, получая рекламируемую вещь в личное пользование, обретает ценность и в собственных глазах, и в глазах сверстников. Для подростка почти жизненно необходимо владеть некоторым набором вещей, чтобы обрести определенную значимость в своих глазах и глазах сверстников.[там же]

Но всё же главной потребностью подростка остаётся пониманиеи принятие его значимыми для него людьми (взрослыми и сверстниками) Дети хотят чтобы взрослые относились к ним как к равным. Это и есть центральное новообразование данного возраста чувство взрослости.

Другим важным новообразованием возраста является рефлексивность. Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия.

Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими

Так же из особенностей подросткового возраста можно выделить:

Интерес к противоположному полу, половое созревание

В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения.

В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной неразборчивостью и повышенной возбудимостью.

Сексуальные отношения очень интересуют подростков.

И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

Высокая степень напряжения до и после сексуального общения – сильнейшее испытание для психики подростка.

Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь взрослого человека, поэтому очень важно, чтобы они были окрашены положительными воспоминаниями, были позитивными. [ Хилько М.Е., Ткачева М.С. - Возрастная психология. Конспект лекций М.: 2010.]

Также для этого возраста характерна частая и резкая перемена настроения. Подростки то ласкаются к родителям как котята, то вдруг не с того ни с сего совсем перестаю с ними разговаривать или вовсе начинают грубить, а гиперактивность сменяется вялостью/ленью. Всё это происходит из – за дизоринтации, которая неизбежно наступает вследствие большого количества значительных перемен, происходящих в организме подростка и в окружающей его внешней среде.

Попытаемся «согласовать» структурные компоненты толерантности и те изменения, которые происходят с развитием ребёнка:

Мотивационно-ценностный: усвоение ценностной ориентации; распространение ценностной ориентации на деятельность; принятие. (ребёнок растёт, его круг общения расширяется, он сталкивается с другими точками зрения и учится принимать их. Так формируется и «уходит» эгоцентризм.

Когнитивный: знание о способах реагирования; понимание; представление о проявлениях толерантности в поведении; представления о реагировании в ситуациях критики и конфликта; знания о способах проявления сочувствия, поддержки; знания о способах вступления в контакт и отказа от него; умение просить и принимать помощь (подросток учится вести себя в конкретной ситуации, осознаёт толерантность как понятие, а позднее и как категорию.)

Эмоционально-волевой: оценка; восприятие; проявление терпимого отношения к другим, самообладания, выдержки, восприятие и оценка действий своих других людей с точки зрения толерантности; уровень тревожности («Мне это не нравится, но я должен/могу сдержаться. Я ведь уже не ребёнок.») Этот компонент тесно связан с «чувством взрослости»

Поведенческий: применение, реагирование, проявление толерантности, сдержанности по отношению к иной точке зрения, критике, конструктивная реакция на задевающие, провоцирующие вопросы, конфликтную ситуацию.(Терпимость становится частью поведения а затем и частью личности)

Но все, же на наш взгляд толерантность «исходит» в большей степени из ведущей деятельности.

Подросткам необходимо общение со сверстниками. И если это общение с обеих сторон «построено» правильно и гармонично, то оно со временем начинает формировать толерантность, что называется «помимо воли»

Cхематически процесс проявления толерантности можно представить следующим образом

Механизм формирования мотивационно-ценностного компонента при терпимом отношении связан с глубоким усвоением ненасилия как общечеловеческой ценности, именно они определяют смысловую составляющую позиции ненасилия, мотивы помощи, сотрудничества, любви, содействия, сопровождения и т.д.

Схема

подросток

другой человек

Позитивные действия, направленные на достижение гуманистических отношений

когнитивный компонент

мотивационно- ценностный компонент

поведенческий компонент

Внешние условия:

- согласованность компонентов образовательной среды

- технология формирования толерантности

- модель толерантности

Внутренние условия:

-принятие толерантности как ценности

- сформированность толерантного поведения

- сформированность представления о преимуществах толерантного поведения

эмоционально-волевой компонент

[Спицына О.А. Формирование толерантности у младших подростков в условиях кадетской школы-интерната]

При нетерпимом отношении соответственно, неприятие идеи ненасилия, эгоцентризм, желание немедленного изменения поведения человека или безразличие, неприятие, либо эмоциональное реагирование в виде эмоций неудовольствия. раздражительности, гнева.

Механизм формирования когнитивного компонента выражается в уме­нии понять происходящее, мотивацию противоположной стороны. Ю.Н. Кулюткин полагает, что понять что-либо - это значит соотнести предмет познания со своими знаниями и представлениями, со своим жизненным опытом, причем соотнести так, чтобы включить этот предмет в систему причинно-следственных связей, на основании которых возможно его объяснение и предсказание, его интерпретация и оценка [Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно – воспитательных задач в национальной школе.- Майкоп, 1987.]

Механизм формирования эмоционально-волевого компонента состоит в умении, либо неумении преодолевать раздражительность, невыдержанность, проявлять самоконтроль и саморегуляцию, а при работе над собой выражается в эмпатии, любви, уважении, интересе.

Механизм формирования поведенческого компонента проявляется в межличностной толерантности, сдерживанию по отношению к иной точке зрения.

Таким образом, формирование толерантности в подрост­ковом возрасте имеет ряд особенностей: данный период развития характеризуется интериоризацией (познанием себя) социализацией (активным вхождением в общество). Именно тут начи­нает формироваться чувство культурной идентичности чело­века, а соответственно повыша­ется интерес к вопросам куль­турной принадлежности.

Также школа, как общественный институт может и должна формировать толерантность у детей. В частности Профессор Г.Д. Дмитриев выделил следующие уровни формирования толерантности в образовании [Большой энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова A.M. - СПб., 1997]

I. Обучение толерантности. Этот уро­вень предполагает формирование у индивида (ученика, учителя) толерантности в отноше­нии культурных особенностей других эт­носов и либерального отношения к ним, даже если на первый взгляд они вызыва­ют негативную реакцию; формирование готовности допускать в их оценке откло­нения от признанных в обществе стан­дартов, На данном уровне не следует ожидать от подростка восхищения своими одноклассниками ввиду их этнокультур­ных отличий. Более того, то, к чему он толерантен сегодня, завтра им может быть отвергнуто: толерантность, как и тер­пение, тоже может «лопнуть». Подчас толерантность воспринимается как вынуж­денная необходимость, которую человек старается отбросить при первой возможности (не хочет нарываться на неприятности, поэтому приходится терпеть). Тем не менее, школе на педагогических и ученических советах на очередной учеб­ный год или просто на плакате будет на­писано: «В нашей школе приветствуется толерантность ко всем различиям», это может послужить основой для перехода ко второму уровню многокультурного развития. У подростков, представителей других этносов, появятся ростки уверен­ности в том, что их отличия в речи, одеж­де, разрезе глаз, способностях не станут причиной сарказма, остракизма, иронии, смеха, издевательств. Быть толерант­ным — значит уже бросать вызов нена­висти, дискриминации, пусть и не в ак­тивной форме.

2. Понимание и принятие другой культуры предполагает ее изучение и под­держку. Принимая различия, подросток признает и утверждает своими поступ­ками и делами их важность и ценност­ную значимость для себя и окружающих. Вместе с тем учитель должен относить­ся к национальной культуре подростка с пониманием, желанием больше узнать о ней и лучше понять. Принимая отличие учащегося как преимущество, а не проблему или препятствие, учитель ис­пользует культурное различие (напри­мер, языковое) в качестве стимула к тому, чтобы научить других подростков понимать и принимать культурный плю­рализм, жить по демократическим пра­вилам. Таким образом, учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

3. Уважение культурных различий - третий уровень поликультурного станов­ления личности, предполагающий высо­кую оценку другой культуры

4. Утверждение культурных различий — следующий уровень поликультурного об­разования и культурного становления, и подросткам, и взрослым его достичь труднее всего. Лучше всего человек утверждает себя и свою идентичность в процессе де­ятельности, На этой стадии к учителю и ученику приходит понимание необходи­мости активной позиции.

На наш взгляд едва ли не единственным условием формирования толерантности у данного конкретного ребёнка является наличие толерантного окружения (семья, друзья – одноклассники, школьный персонал) Для создания оного окружения школьный психолог должен использовать весь арсенал своих «рабочих средств»: Проводить просветительские беседы родителями и учителями, вести с классом тематические классные часы и уроки толерантности, в ходе индивидуальных занятий рассказывать, почему важно и «выгодно» быть толерантным (приводя положительные примеры из личной жизни и практики) Формируя, таким образом, толерантные установки у подростков. Одним из самых эффективных «инструментов» в этом «арсенале» может стать тренинговая работа. Так же не плохим подспорьем для формирования толерантности может стать участие подростков в общественной жизни (различные кружки, секции, общественные организации)

Из личного опыта можно сказать, что дети (разных возрастных групп) которые занимаются волонтёрской деятельностью гораздо бережнее, чем их менее социально направленные сверстники, относятся к «ближнему», они гораздо тоньше понимают истину, высказанную Э. Асадовым:

Как легко обидеть человека!
Взял и бросил фразу злее перца...
А потом порой не хватит века
Чтоб вернуть обиженное сердце...

А это на наш взгляд и есть суть толерантности….

Выводы К I Главе:

В этой главе мы описали понятие «толерантность» дали его определение. Раскрыли насколько важно для каждого человека «иметь» толерантность не просто как навык общения, но как активную черту характера, категорию личности.

И хотя «прививать» толерантность нужно как можно раньше, наиболее восприимчивым к ней является именно подростковый возраст (это мы так же выявили в ходе написания этой главы)

И этот факт должны учитывать в своей работе педагоги, дабы наиболее эффективно воспитывать будущих членов общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: