Особое место среди культурологических трудов второй половины ХХ столетия занимают работы историка, географа и этнолога Льва Николаевича Гумилева (1912-1992), являющиеся ярким примером оплодотворения культурологии данными физической географии, биологии (теории мутаций) и новыми знаниями о космосе, и,посвященные выявлению связей между биосферой Земли и возникновением этносов народов. В официальной науке его многочисленные труды – «Этногенез и биосфера Земли» (1990), «От Руси к России» (1992), «Этносфера. История людей и история природы» (1993) и многие другие – сознательно и долго замалчивались, а их автор представлялся как ученый-фантазер.
Л.Н. Гумилев является автором глубоко новаторских исследований по истории и культуре кочевников Средней и Центральной Азии за период с III в. до н.э. по XV в. н. э., исторической географии, создателем теории этногенеза и других. Начало формирования теории этногенеза относится к довоенному периоду творчества ученого и связано с идеей пассионарности, понимаемой как феномен энергоизбыточности, которая, по словам самого Л.Н. Гумилева, «в марте 1939 г. проникла в мозг… как удар молнии».
|
|
Несколько упрощая оригинальную культурологическую теорию Л.Н. Гумилева, обогащенную множеством новых терминов и понятий, можно свести к следующему: история человечества есть история антропосферы, т.е. позднейшего и высоко организованного слоя биосферы. Главным действующим лицом «человеческой оболочки» Земли выступает «этнос» – общность людей, связанная не столько генетически, сколько взаимным тяготением, «комплиментарностью», чувством «мы» и «они», общей культурой, обусловленной, в первую очередь, общей историей и общим «кормящим» ландшафтом той территории, на которой эта общность зародилась и развивалась. Этнос, объединяющий несколько близких по духу и культуре народов, образует «суперэтнос»; остальные, входящие в него народы, народности и племена, могут рассматриваться как «субэтносы».
Опираясь на выводы В.И. Вернадского о биохимической энергии живого вещества биосферы, Л.Н. Гумилев рассматривает этносы как природные явления и доказывает, что неравномерность распределения этой энергии создает определенный эффект в виде свойств характера людей, который он называет пассионарностью. Л.Н. Гумилев определяет пассионарность как «характерологическую доминанту», как осознанное или неосознанное непреодолимое внутреннее стремление индивида к деятельности, направленной на осуществление какой-либо, пусть даже иллюзорной, цели, которая представляется «пассионарной особи» зачастую ценнее не только собственной жизни, но и жизни и счастья своих соплеменников и современников. Новые этносы, по мысли Л.Н. Гумилева, возникают как следствие взаимодействия разных этносов на границах ландшафтных территорий, в результате чего возникает не только интенсивная метисизация людей, но и сочетание различных культурных уровней, типов хозяйства, несходных традиций. Этногенез, или процесс становления новых народов, – это явление природное, в то время как процесс пассионарного подъема, во время которого этносы создают свой особый тип культуры, является творением разума и рук человека. Для всех пассионариев, по мнению ученого, характерно посвящение себя той или иной железной цели. Любая культура не только формирует новый, своеобразный тип мышления и стереотип поведения, но обязательно генетически связана с прежними культурными традициями и исходными элементами. Каждый этнос за время своего существования (приблизительно 1200 – 1500 лет) проходит стадии зарождения, подъема, надлома, инерционности и разложения, в ходе которых создает и развивает свою культурную традицию, а затем в нем возникают новые пассионарии, которые возвещают о становлении нового этноса. Причиной возникновения нового жизнеспособного этноса (обычно на базе умирающих этнических единств) становится так называемый пассионарный толчок, когда в той или иной географической точке появляются большие группы сверхактивных людей – так называемых пассионариев, устремляющихся на новые человеческие подвиги и творящие историю и культуру. Их внезапная активность объясняется притоком в их организм особого вида энергии – энергии живого вещества, образующего биосферу и антропосферу. Эти люди переживают естественную психобиологическую мутацию, вызванную, по наиболее вероятной гипотезе, какими-то излучениями из космоса.
|
|
После пассионарного толчка наступает фаза подъема –стабильного роста пассионарного напряжения, которая продолжается 200 – 300 лет. Она связана с экспансией нового этноса, который создают пассионарии, ставящие перед собой задачу создания нового сильного государства и способных для этого на любые жертвы. Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг, на месте нескольких незначительных племен, и активно отстаивающих свои интересы, часто за счет соседей.
Затем наступает акматическая фаза –максимального пассионарного напряжения этноса, в которой пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня за счет большого количества пассионариев, которые думают уже не столько об общих целях, сколько о своих личных интересах. Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто вводит этнос в состояние пассионарного перегрева, при котором избыточная энергия, тратившаяся в фазе подъема на бурный рост и экспансию, уходит на внутренние конфликты. Эта фаза, продолжающаяся следующие 300 лет и являющаяся периодом гражданских войн и культурных потерь, – одна из самых тяжелых в жизни этноса. В конце концов, большая часть пассионариев истребляет друг друга, что вызывает резкое падение уровня пассионарного напряжения в этносе. Наступает фаза надлома – раскола этнического поля, кризисная фаза, продолжающаяся 200 лет.
После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Это говорит о том, что этнос переходит в следующую – инерционную – фазу. Для нее характерно некоторое повышение, а затем плановое снижение уровня пассионарного напряжения. Происходит укрепление государственной власти, социальных институтов, интенсивное накопление материальных и духовных ценностей, активное преобразование окружающей среды. В этносе доминирует тип «золотой посредственности» – законопослушного, работоспособного человека. Культура и порядок в этот период столь совершенны, что кажутся современникам непреходящими. Но уровень пассионарного напряжения неуклонно снижается, что влечет за собой неизбежный упадок, скрытый в начале за маской процветания, которая сбрасывается после последнего фазового перехода.
|
|
Наступает фаза обскурации – снижения пассионарного напряжения до уровня ниже гомеостатического, старости этноса. Это происходит, когда возраст этноса составляет 1100 лет. В это время пассионарное напряжение опускается до отрицательных величин, что, в свою очередь, делает невозможным любую конструктивную деятельность. Этнос продолжает существовать за счет прежних запасов. В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Численность этноса и его территория значительно сокращаются, он может легко стать добычей более пассионарных соседей. Данная фаза предшествует гибели этнической системы или переходу в состояние гомеостаза, которого может достичь лишь незначительная здоровая часть этноса.
Иногда возможна фаза регенерации – временное восстановление этнической системы после обскурации за счет сохранившейся на окраинах ареала обитания этноса пассионарности. Но в любом случае это короткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза, которым является мемориальная фаза – перехода к этническому гомеостазу. В этой фазе этническая система уже полностью теряет свою пассионарность, и лишь отдельные ее члены продолжают сохранять культурную традицию прошлого. Память о героических деяниях предков продолжает жить в фольклоре и легендах.
Переход от мемориальной фазы к законченной форме этнического гомеостаза имеет постепенный, плавный характер и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл повторяется из поколения в поколение, система сохраняет равновесие с ландшафтом, не проявляя каких-либо форм целенаправленной активности. Этнос в это время состоит почти целиком из гармоничных людей – достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем необходимым себя и свое потомство, но лишенных потребности и способности что-либо менять в жизни. В таком состоянии этнос может существовать неограниченно долго, если только он не станет жертвой агрессии, стихийного бедствия или не будет ассимилирован. В таком состоянии живут аборигены Австралии, народы Крайнего Севера, пигмеи Центральной Африки.
|
|
Новый цикл развития может быть вызван лишь новым пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но это не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза – процессу, благодаря которому человечество не исчезает с лица Земли. В полном объеме свою теорию ученый применяет к объяснению этнических ритмов Евразии, поскольку является последователем историософии евразийцев, и к исторической интерпретации русского суперэтноса и его культуры.
Таким образом, Л.Н. Гумилев вслед за В.И. Вернадским приходит к выводу, что культурно-исторический процесс обусловлен не только особой «духовной» природой человека, но и в не меньшей степени зависит от все еще недостаточно познанных сил нашей Земли и космического пространства.
Концепция пассионарности, выдвинутая Л.Н. Гумилевым, позволяет понять и объяснить существование на земле разнообразных этносов, поскольку народы, находящиеся на разных стадиях пассионарности, обладают различным энергетическим потенциалом. Данная концепция дает возможность соединить воедино космические, геологические, гелиологические и социокультурные процессы, понять процессы возникновения и развития народов в направлении, которое обеспечивает существование и адаптацию к среде обитания, затрачивая при этом минимум биохимической энергии.
Русские историко-философские традиции анализа культурного процесса, сложившиеся на протяжении многих десятилетий изучения этого сложного явления жизни, дали возможность культурологам последующих поколений создать эффективные теории совершенствования социокультурных процессов в современных обществах и государствах, а также сформировать ряд принципиально новых подходов к разработке прогнозов о будущем развитии человечества.