Компетентностный подход в оценке результатов - это комплекс образовательных технологий и условий, позволяющий объективно оценить уровень компетентности обучающегося, достигнутый им в результате осуществления образовательной деятельности.
Авторским коллективом разработаны определенные критерии и показатели эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей. Основополагающими критериями эффективности реализации образовательных программ, с точки зрения компетентностного подхода, являются:
♦ степень сформированности ключевых компетентностей. Данный критерий рассматривается как способность решения определенного круга задач и проблем;
♦ динамика достижений обучающегося в овладении ключевыми компетентностями.
Показатели же рассматриваются как наглядное выражение тех или иных качеств, проявляемых обучающимся в решении разнообразных задач. Эти качества, в свою очередь, могут быть зафиксированы и оценены в:
♦ выполняемых действиях;
|
|
♦ осуществляемых операциях;
♦ совершаемых поступках и формах поведения;
♦ формулируемых суждениях и оценках;
♦ принимаемых и аргументируемых решениях в ситуациях выбора;
♦ ситуациях взаимодействия и диалога.
Один из главных инструментов оценки компетентности - задача, сформулированная как проблемная ситуация, решение которой требует проявления субъектом в деятельности определенных личностных и деловых качеств.
Критерии и показатели были разработаны для таких компетентностей, как компетентность в самостоятельной познавательной деятельности, коммуникативной сфере, культурно-досуговой сфере, гражданско-правовой сфере, бытовой сфере.
Для дополнительных образовательных программ не менее значимым будет являться конечный образовательный продукт как результат образовательной деятельности. Это может быть изготовленная модель, спортивный результат, исследовательская работа, подготовленный концерт, спектакль и т.п.
Предлагаемый авторским коллективом научно-обоснованный подход в определении совокупности критериев, показателей и условий эффективности реализации дополнительных образовательных программ является продолжением развития научно-теоретической базы дополнительного образования детей. Он может быть использован для модернизации образовательных программ, методик выявления и оценки эффективности их реализации как в системе общего, так и дополнительного образования детей.