Для начальной школы (1-4 классы)

· Ориентироваться на местности;

· Обустраивать бивак;

♦ пользоваться личным снаряжением;

♦ преодолевать сверхкороткие дистанции и простейшие естественные препятствия;

♦ вести наблюдения за живой природой.
Для средней школы (5-8 классы):

♦ самостоятельно готовиться к походу, к соревнованиям и туристиче­ским слетам;

♦ участвовать в походах выходного дня и 1-й категории сложности;

♦ выполнять возложенные на них должностные обязанности;

♦ ориентироваться на местности;

♦ обустраивать бивак в полевых условиях;

♦ оказывать первую доврачебную помощь;

♦ пользоваться личным и групповым снаряжением;

♦ преодолевать естественные препятствия и длительные расстояния;

♦ организовывать спец.средства и страховку.
Для старшеклассников (9-11 классы):

♦ участвовать в походах 1-й и 2-й категорий сложности, туристских со­ревнованиях и слетах;

♦ составлять план подготовки похода;

♦ выбирать место для бивака, развертывать и свертывать лагерь;

♦ выполнять различные обязанности по должностям: во время подготов­ки, проведения и подведения итогов похода;

♦ быть инструкторами и помощниками руководителей походов выход­ного дня для учащихся 5-8 классов;

♦ правильно оформлять походную документацию;

♦ ориентироваться при помощи карты, компаса, естественных и местных ориентиров;

♦ выполнять приемы первой доврачебной помощи;

♦ участвовать в судействе соревнований в качестве ассистентов и юных судей туристских соревнований по избранному виду туриз­ма.

Под межпредметными задачами мы понимаем такие, которые предпола­гают установление интегративных связей туризма, краеведения, географии, экологии и других смежных областей науки.

Межпредметные задачи, к выполнению которых должны быть готовы юные туристы.


Классы

в области краеведения:

♦ уметь отвечать на вопросы по истории и культуре родного края в рам­ках программы курса по краеведению;

♦ уметь объяснять происхождение и значение местных топонимов.
в области экологии и природоведения:

♦ распознавать объекты и явления природы, в первую очередь, те, кото­рые подлежат охране: это объекты живой природы (растения, живот­ные, грибы и лишайники) и неживой природы (горные породы, водные объекты, почва, воздух и связанные с ним явления), а также погоду и климат;

♦ выполнять эколого-туристские нормы и правила поведения в окру­жающей среде.

Классы

в области краеведения:

♦ рассказывать своим товарищам во время пешеходных прогулок (в са­дах, парках) и экскурсий по городу (улицам, набережным, площадям), а также в походах выходного дня о памятниках архитектуры и приро­ды, встречающихся на маршруте;

♦ оперировать терминами из области истории, географии, топонимики, этнографии края;

♦ вести походный дневник, производить фотофиксацию памятников и описание объектов истории, культуры и природы, встречающихся на маршруте;

♦ извлекать полезную информацию для расширения знаний о крае при посещении местных краеведческих музеев.

В области экологии и географии:

♦ уметь распознавать формы рельефа, наводнения, паводки;

♦ иметь представления о природно-территориальных комплексах (ланд­шафтах), охраняемых территориях (заказниках, заповедниках, нацио­нальных парках, памятниках природы);

♦ выполнять работы по восстановлению и улучшению загрязненных бы­товыми отходами мест стоянок, пострадавших от вытаптывания, воз­действия пожаров;

♦ выполнять эколого-туристские нормы и правила поведения при выбо­ре места для кострища и его устройстве, обращении с огнем, выборе и сборе топлива для костра; сбора диких растений (лекарственных, плодово-ягодных и др.); сборе грибов; обращении с дикими животными, птицами и зверями в зимний период, животными, терпящими бедствия; му­равьями и другими полезными насекомыми.

Классы

В области краеведения:

♦ проводить в походе работы по сбору материалов по истории, топони­мике и культуре края, народному творчеству и этнографии, записывать воспоминания старожилов; собирать экспонаты для школьного крае­ведческого музея;

♦ производить обмеры и фотофиксацию разрушающихся памятников для передачи собранных материалов в ГИОП и средства массовой ин­формации;

♦ участвовать в благоустройстве памятников и воинских захоронений,
встречающихся на маршруте.

В области экологии:

♦ выполнять работы по изучению местных рек и озер, болот, раститель­ности, почв и оформление отчетов по итогам этих наблюдений;

♦ планировать практические дела по охране природы на маршруте;

♦ принимать личное участие в делах по охране природы в рекреацион­ной зоне и на маршруте, пропаганде эколого-туристской культуры среди населения.

Надпредметные задачи, решаемые детьми в туристской деятельности.

Воспитанники 1-4 классов смогут:

♦ достичь уровня физического и умственного развития, достаточного для преодоления сверхкоротких и коротких дистанций;

♦ овладеть навыками коллективных действий и осознать личную ответ­ственность при проведении прогулок и походов;

♦ научиться воспринимать красоту памятников культуры и природы родного края.

Воспитанники 5-8 классов смогут:

♦ овладеть коммуникативными навыками, необходимыми для взаимо­действия с товарищами в походах;

♦ принять практическое участие в изучении, охране и благоустройстве памятников истории, культуры и природы родного края.

Воспитанники 9-11 классов смогут:

♦ достичь уровня физического и умственного развития, достаточного для участия в пешем учебно-тренировочном походе 2 категории слож­ности;

♦ овладеть навыками адекватной самооценки в условиях соревнователь­ной и походной деятельности;

♦ приобрести личный социальный опыт, необходимый им для полно­ценной дальнейшей жизни в обществе;

♦ осознать ценность здорового образа жизни, и воспитать в себе устой­чивое неприятие вредных привычек.

Учащиеся, включенные в исследовательскую краеведческую деятель­ность (отчасти она может быть организована в школе, но чаще всего в учреж­дении дополнительного образования), должны решать следующие практиче­ские задачи.

Учащиеся 1-го года обучения:

♦ работать с различными видами источников;

♦ находить решения различным поисковым проблемам;

♦ грамотно вести поисковые, исследовательские записи;

♦ составлять отчет о проделанной работе;

♦ выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ
своих товарищей.

Учащиеся 2-го года обучения:

♦ анализировать различные виды источников;

♦ определять цели и задачи своей деятельности, средства ее достижения
и анализировать свой результат;

♦ владеть разнообразными методами исследовательской работы;

♦ правильно и грамотно оформлять результаты своей деятельности;

♦ проводить публичные выступления перед различной аудиторией;

♦ работать в различных группах (-микро, -макро и др.)
По итогам 3-го года занятий учащиеся должны уметь:

♦ определять место поиска исторических источников, работать в архи­вах;

♦ собирать, классифицировать, анализировать различные виды источни­ков;

♦ делать выводы, изучая и сопоставляя различные источники;

♦ защищать исследовательскую работу;

♦ подготовить публикацию научной статьи по материалам проведенного исследования.

Учащиеся, вовлеченные в экскурсоводческую деятельность, должны ре­шать следующие практические задачи.

На 1-м году обучения:

♦ различать особенности экскурсии, различных ее типов как особого ви­да познания и пропаганды родного города (края), ее признаки, функ­ции и отличия от реферата и доклада;

♦ выбрать тему пешеходной экскурсии и разработать ее маршрут;

♦ определить цель и задачи экскурсии в целом и на отдельных ее оста­новках;

♦ овладеть первоначальными навыками показа, описания объектов, ар­хитектурными терминами;

♦ уметь отображать материал для отдельных остановок.

На 2-м году обучения:

♦ составить полный текст экскурсии и соединить отдельные остановки логическими мостиками;

♦ владеть разнообразными экскурсионными методическими приемами (показ, рассказ) и понятиями (экскурсионный объект, тема, подтема, портфель экскурсовода);

♦ подготовить портфель экскурсовода;

♦ подготовить презентацию своей экскурсии.
На 3-м году обучения:

♦ проводить свою экскурсию для сверстников, родителей, гостей города;

♦ уметь проанализировать (сделать методический разбор) собственной
экскурсии и экскурсий своих товарищей по группе;

♦ участвовать в конкурсе экскурсоводов;

♦ разработать новую экскурсию по городу;

♦ выбрать вуз, где можно овладеть профессией экскурсовода.

Особо следует выделить межпредметные задачи, решаемые обучаю­щимися в краеведческой деятельности. Они вытекают из универсальности краеведения как науки, интегрировавшей в себе знания многих других наук, та­ких, как: история, археология, генеалогия, география, геология, литература, биографика, биология и экология, мировая художественная культура, информа­тика и др.

Юные краеведы и, в первую очередь, краеведы-исследователи и экскур­соводы должны уметь использовать знания, почерпнутые из этих наук, при на­писании своих творческих работ, пользоваться справочной литературой по этим отраслям науки, а также информацией из Интернета. Владение современ­ными информационными технологиями необходимо юным краеведам и для оформления их работ.

Краеведение создает самые благоприятные условия для решения надпредметных задач. Учащиеся, вовлеченные в краеведческую деятельность, имеют возможность:

♦ приобрести личный социальный опыт;

♦ включиться в работу по сохранению и восстановлению культурного наследия края, а также общественно-значимую для города (края) дея­тельность, направленную на становление его позиции гражданина го­рода, страны через включение в работу детского краеведческого объе­динения;

♦ активно использовать широкие образовательные возможности историко-культурной среды города (края) для развития своей личности,
самообразования, ценностного отношения к миру, к людям, к самому себе.­


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: