· Ориентироваться на местности;
· Обустраивать бивак;
♦ пользоваться личным снаряжением;
♦ преодолевать сверхкороткие дистанции и простейшие естественные препятствия;
♦ вести наблюдения за живой природой.
Для средней школы (5-8 классы):
♦ самостоятельно готовиться к походу, к соревнованиям и туристическим слетам;
♦ участвовать в походах выходного дня и 1-й категории сложности;
♦ выполнять возложенные на них должностные обязанности;
♦ ориентироваться на местности;
♦ обустраивать бивак в полевых условиях;
♦ оказывать первую доврачебную помощь;
♦ пользоваться личным и групповым снаряжением;
♦ преодолевать естественные препятствия и длительные расстояния;
♦ организовывать спец.средства и страховку.
Для старшеклассников (9-11 классы):
♦ участвовать в походах 1-й и 2-й категорий сложности, туристских соревнованиях и слетах;
♦ составлять план подготовки похода;
♦ выбирать место для бивака, развертывать и свертывать лагерь;
♦ выполнять различные обязанности по должностям: во время подготовки, проведения и подведения итогов похода;
♦ быть инструкторами и помощниками руководителей походов выходного дня для учащихся 5-8 классов;
♦ правильно оформлять походную документацию;
♦ ориентироваться при помощи карты, компаса, естественных и местных ориентиров;
♦ выполнять приемы первой доврачебной помощи;
♦ участвовать в судействе соревнований в качестве ассистентов и юных судей туристских соревнований по избранному виду туризма.
Под межпредметными задачами мы понимаем такие, которые предполагают установление интегративных связей туризма, краеведения, географии, экологии и других смежных областей науки.
Межпредметные задачи, к выполнению которых должны быть готовы юные туристы.
Классы
в области краеведения:
♦ уметь отвечать на вопросы по истории и культуре родного края в рамках программы курса по краеведению;
♦ уметь объяснять происхождение и значение местных топонимов.
в области экологии и природоведения:
♦ распознавать объекты и явления природы, в первую очередь, те, которые подлежат охране: это объекты живой природы (растения, животные, грибы и лишайники) и неживой природы (горные породы, водные объекты, почва, воздух и связанные с ним явления), а также погоду и климат;
♦ выполнять эколого-туристские нормы и правила поведения в окружающей среде.
Классы
в области краеведения:
♦ рассказывать своим товарищам во время пешеходных прогулок (в садах, парках) и экскурсий по городу (улицам, набережным, площадям), а также в походах выходного дня о памятниках архитектуры и природы, встречающихся на маршруте;
♦ оперировать терминами из области истории, географии, топонимики, этнографии края;
♦ вести походный дневник, производить фотофиксацию памятников и описание объектов истории, культуры и природы, встречающихся на маршруте;
♦ извлекать полезную информацию для расширения знаний о крае при посещении местных краеведческих музеев.
В области экологии и географии:
♦ уметь распознавать формы рельефа, наводнения, паводки;
♦ иметь представления о природно-территориальных комплексах (ландшафтах), охраняемых территориях (заказниках, заповедниках, национальных парках, памятниках природы);
♦ выполнять работы по восстановлению и улучшению загрязненных бытовыми отходами мест стоянок, пострадавших от вытаптывания, воздействия пожаров;
♦ выполнять эколого-туристские нормы и правила поведения при выборе места для кострища и его устройстве, обращении с огнем, выборе и сборе топлива для костра; сбора диких растений (лекарственных, плодово-ягодных и др.); сборе грибов; обращении с дикими животными, птицами и зверями в зимний период, животными, терпящими бедствия; муравьями и другими полезными насекомыми.
Классы
В области краеведения:
♦ проводить в походе работы по сбору материалов по истории, топонимике и культуре края, народному творчеству и этнографии, записывать воспоминания старожилов; собирать экспонаты для школьного краеведческого музея;
♦ производить обмеры и фотофиксацию разрушающихся памятников для передачи собранных материалов в ГИОП и средства массовой информации;
♦ участвовать в благоустройстве памятников и воинских захоронений,
встречающихся на маршруте.
В области экологии:
♦ выполнять работы по изучению местных рек и озер, болот, растительности, почв и оформление отчетов по итогам этих наблюдений;
♦ планировать практические дела по охране природы на маршруте;
♦ принимать личное участие в делах по охране природы в рекреационной зоне и на маршруте, пропаганде эколого-туристской культуры среди населения.
Надпредметные задачи, решаемые детьми в туристской деятельности.
Воспитанники 1-4 классов смогут:
♦ достичь уровня физического и умственного развития, достаточного для преодоления сверхкоротких и коротких дистанций;
♦ овладеть навыками коллективных действий и осознать личную ответственность при проведении прогулок и походов;
♦ научиться воспринимать красоту памятников культуры и природы родного края.
Воспитанники 5-8 классов смогут:
♦ овладеть коммуникативными навыками, необходимыми для взаимодействия с товарищами в походах;
♦ принять практическое участие в изучении, охране и благоустройстве памятников истории, культуры и природы родного края.
Воспитанники 9-11 классов смогут:
♦ достичь уровня физического и умственного развития, достаточного для участия в пешем учебно-тренировочном походе 2 категории сложности;
♦ овладеть навыками адекватной самооценки в условиях соревновательной и походной деятельности;
♦ приобрести личный социальный опыт, необходимый им для полноценной дальнейшей жизни в обществе;
♦ осознать ценность здорового образа жизни, и воспитать в себе устойчивое неприятие вредных привычек.
Учащиеся, включенные в исследовательскую краеведческую деятельность (отчасти она может быть организована в школе, но чаще всего в учреждении дополнительного образования), должны решать следующие практические задачи.
Учащиеся 1-го года обучения:
♦ работать с различными видами источников;
♦ находить решения различным поисковым проблемам;
♦ грамотно вести поисковые, исследовательские записи;
♦ составлять отчет о проделанной работе;
♦ выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ
своих товарищей.
Учащиеся 2-го года обучения:
♦ анализировать различные виды источников;
♦ определять цели и задачи своей деятельности, средства ее достижения
и анализировать свой результат;
♦ владеть разнообразными методами исследовательской работы;
♦ правильно и грамотно оформлять результаты своей деятельности;
♦ проводить публичные выступления перед различной аудиторией;
♦ работать в различных группах (-микро, -макро и др.)
По итогам 3-го года занятий учащиеся должны уметь:
♦ определять место поиска исторических источников, работать в архивах;
♦ собирать, классифицировать, анализировать различные виды источников;
♦ делать выводы, изучая и сопоставляя различные источники;
♦ защищать исследовательскую работу;
♦ подготовить публикацию научной статьи по материалам проведенного исследования.
Учащиеся, вовлеченные в экскурсоводческую деятельность, должны решать следующие практические задачи.
На 1-м году обучения:
♦ различать особенности экскурсии, различных ее типов как особого вида познания и пропаганды родного города (края), ее признаки, функции и отличия от реферата и доклада;
♦ выбрать тему пешеходной экскурсии и разработать ее маршрут;
♦ определить цель и задачи экскурсии в целом и на отдельных ее остановках;
♦ овладеть первоначальными навыками показа, описания объектов, архитектурными терминами;
♦ уметь отображать материал для отдельных остановок.
На 2-м году обучения:
♦ составить полный текст экскурсии и соединить отдельные остановки логическими мостиками;
♦ владеть разнообразными экскурсионными методическими приемами (показ, рассказ) и понятиями (экскурсионный объект, тема, подтема, портфель экскурсовода);
♦ подготовить портфель экскурсовода;
♦ подготовить презентацию своей экскурсии.
На 3-м году обучения:
♦ проводить свою экскурсию для сверстников, родителей, гостей города;
♦ уметь проанализировать (сделать методический разбор) собственной
экскурсии и экскурсий своих товарищей по группе;
♦ участвовать в конкурсе экскурсоводов;
♦ разработать новую экскурсию по городу;
♦ выбрать вуз, где можно овладеть профессией экскурсовода.
Особо следует выделить межпредметные задачи, решаемые обучающимися в краеведческой деятельности. Они вытекают из универсальности краеведения как науки, интегрировавшей в себе знания многих других наук, таких, как: история, археология, генеалогия, география, геология, литература, биографика, биология и экология, мировая художественная культура, информатика и др.
Юные краеведы и, в первую очередь, краеведы-исследователи и экскурсоводы должны уметь использовать знания, почерпнутые из этих наук, при написании своих творческих работ, пользоваться справочной литературой по этим отраслям науки, а также информацией из Интернета. Владение современными информационными технологиями необходимо юным краеведам и для оформления их работ.
Краеведение создает самые благоприятные условия для решения надпредметных задач. Учащиеся, вовлеченные в краеведческую деятельность, имеют возможность:
♦ приобрести личный социальный опыт;
♦ включиться в работу по сохранению и восстановлению культурного наследия края, а также общественно-значимую для города (края) деятельность, направленную на становление его позиции гражданина города, страны через включение в работу детского краеведческого объединения;
♦ активно использовать широкие образовательные возможности историко-культурной среды города (края) для развития своей личности,
самообразования, ценностного отношения к миру, к людям, к самому себе.