Размышляя о том, как обучают Учителя мудрой науке и тонкому искусству ВОСПИТАНИЯ - будь то на студенческо-педагогической скамье, будь то в школьной практике, будь то в рекомендациях умудренных опытом старших коллег или в жите йс ко-обыденных советах доброжелателей - невольно вспоминаешь известную притчу о Зайце и Медведе.
... Идет Зайчик по лесу и горько-горько плачет. Навстречу ему Медведь: «Что это ты. Заяц, плачешь?а Заяц: «Да как мне, Медведь, не плакать. Все меня обижают - бьют, дразнят, гоняют, шпыняют. Житья не стало... Да вот и ьолк тоже - съесть грозился». «Ха! - сказал Медведь, - я-то думал, беда у тебя какая! Нет ничего проще - горю твоему помочь: а ты на них гаркни' Вот к все».
Аналогия с притчей возникает не потому, что нередко молодой (либо неопытный) педагог получает советы типа: «Будь с ними построже'", «Возьми их в ежовые рукавицы», «Заставь себя уважать» и тому подобное. Смысл аналогии в том, что и в учебниках педагогики, и в лекциях маститых вузовских педагогов, и в педагогической периодике, и в мудрых советах опытных и знающих коллег - везде лаются рекомендации, как. надо грамотно восшпыаать детей - это так. Но рекомендации эти абстрактны. Еще Я. Корчак во вступлении к книге «Как любить ребенка» говорил о том, что таких рекомендаций быть не может, ибо, как можно давать советы, как неизвестному педагогу, в неизвестных условиях воспитывать неизвестного ребенка. А что же бьп-ь может? - Это собственная чуткая и мудрая мысль, рожденная в муках педагогической практики и в отыскании решения проблем в обширном багаже ЗНАНИЙ о ребенке и о воспитании, накопленных человечеством.
|
|
Да, именно этим утверждением и хочется закончить книгу о воспитании: каждый Учи-i ель-воспитатель в идеале формирует СВОЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ - сплав жизнелюбия и оптимизма, высокого чувства собственного достоинства, мастерства «высшего пилотажа», основанного на глубоком знании науки о ребенке и о воспитании и собственном опыте творческой педагогической деятельности. Хочется верить, что наша книга внесет свою лепту в процесс самоактуализации творческой личности школьного педагога, пробудив его собственные мысли и стремления к самосовершенствованию.