Понятие о структуре личности и его значение для разработки диагностики личности школьника

Пути решения намеченной нами психолого-педагогической проблемы изучения личности школьника зависят от содержания понятия личности и ее структуры. Анализ литературных источников показал, что понятие личности в философских и педагогических трудах постепенно обогащалось как отечественными, так и зарубежными исследователями [3, 20, 51, 53, 64, 94, 132, 140, 141].

Понятие личности обращает внимание исследователя на изучение сущности человека как члена общества и отражает деятельную и оценочную стороны, т. е. отношения, возникающие в ходе деятельности.

Если понятие личности получило устойчивое определение в философской, психологической и педагогической литературе, то понятие структуры личности представлено или фрагментарно или односторонне, так как находится в стадии формирования.

Если для фундаментальных наук философии, психологии структура личности является предметом изучения динамической и статистической моделей человека, то для прикладных, таких как педагогика — это отправная позиция, с которой должно начинаться формирование личности и познание ее в динамике.

В настоящее время психологами предпринимаются все более настойчивые попытки построения структуры личности, так как этого требует педагогическая практика семейного и школьного воспитания.

У каждого из исследователей мы встречаемся со своеобразными структурами личности, которые по содержанию основных компонентов близки, но расходятся в логическом их построении.

A..Г. Ковалев [51] в целостном духовном облике личности выделяет синтез сложных структур: темперамента, направленности (системы потребностей, интересов и идеалов), способностей. Эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности.

B.Н. Мясищев в единстве личности видит ее направленность, уровень развития, динамику нервно-психической реактивности (темперамент).

Таким образом, личность представляет собой единство двух взаимосвязанных подструктур: человека как природного организма и человека как социального существа [78].

Сами по себе эти подструктуры не образуют целостной структуры личности. Такая структура может возникнуть в том случае, если между отдельными компонентами устанавливаются устойчивые внутренние связи и на этой основе вся система приобретает целостный характер и новые качества, к примеру, такие, как активность, целенаправленность, творчество.

В настоящее время есть несколько концепций в плане системно-структурного подхода к личности.

В одной из них К. К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности:

§ социально обусловленную (направленность, отношения, моральные качества);

§ опыт (знания, умения, навыки, привычки);

§ индивидуальные особенности форм отражения;

§ биологически обусловленную (темперамент и органические способности) [88].

Пользуясь вышеотмеченными многоуровневыми подходами, можно выделить три уровня изучения личности (см. схему 3):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: