Метапринципы гуманистического воспитания – это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования:
1. принцип непрерывного общего и профессионального развития личности (чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции);
2. принцип природосообразности воспитания (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему);
3. принцип культуросообразности воспитания, который разрабатывали С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский (предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др. Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.);
|
|
4. принцип деятельностного подхода (деятельность личности является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития);
5. принцип личностного подхода (предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей);
6. принцип персонализации педагогического взаимодействия (требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта: чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков);
7. принцип полисубъективного (диалогического) подхода обусловлен тем, что в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности (предполагает преобразование позиций педагога и учащегося в личностно равноправные, в позиции сотрудничающих людей);
8. принцип индивидуально-творческого подхода (предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату, создание условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих возможностей);
|
|
9. принцип профессионально-этической взаимоответственности (требует такого уровня внутренне детерминированной активности, при котором личность не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, а может сама творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя).
Частные принципы организации воспитательной работы:
1. принцип обучения и воспитания детей в коллективе (предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса);
2. принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой (предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами);
3. принцип эстетизации детской жизни, обоснованный Б.Т.Лихачевым (формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них хороший художественный вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов);
4. принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
5. принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
6. принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;
7. принцип согласованности требований школы, семьи и общественности;
8. принцип увлечения воспитанников перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости;
9. принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.