Былинная традиция начиная с XIII-XIV вв. может служить одним из источников вновь нарождающихся жанров устного народного творчества, таких, как баллада, например. Известны былины, находящиеся как бы на полпути к балладе. В русской народной балладе воспеваются трагические истории любовных и семейных отношений. Такова же, к примеру, и песня о Даниле Ловчанине или заключительная часть былины о Дунае и Настасье, в которой рассказывается о том, как герой, ревнуя жену-воительницу к своей богатырской славе, убивает ее, ожидающую рождения сына, а затем сам кончает самоубийством в порыве отчаяния.
На периферии былинного творчества находятся были-ны-скомороитны, которые объединяет с другими эпическими песнями общность некоторых поэтичесих приемов. Их мир близок насмешливому миру народной бытовой сказки, сатирической песне, фольклорной пародии.
Но именно героические былины и по своей поэтической форме, и по содержанию представляют собой самый характерный и специфический для былевого эпоса в целом вид песенно-эпического творчества.
Былина - уникальное явление русской культуры. Она не воспроизводима в новых исторических условиях. Ее богатое содержание возможно было воплотить только в тех своеобразных, архаических художественных формах, которые в своей совокупности составляют удивительный и во многом загадочный поэтический мир героической эпической песни.
Духовные Духовные стихи определяются обычно как
стихи эпические или лирические произведения
религиозного характера или народные произведения на религиозные темы.
Пропп В.Я. Указ. соч. С. 63-65.