обиходе было и название «байка» — от глагола бапкать
(баюкать, качать, усыплять). Собиранием и изучением колы
бельных песен занимались десятки фольклористов, этногра
фов, педагогов начиная с первой половины XIX века. Наибо
лее существенный вклад внесли А.Ветухов, Г.Добряков,
Г.С.Виноградов, О.И.Капица, М.В.Красноженова,
Г.А.Барташевич, А.Н.Мартынова. В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начнет забавляться со своими куклами, как мать ее учит правильно «байкать». Этот урок не простая забава матери с ребенком и не пропадает даром. В крестьянской русской семье девочки с 6-7-летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестренок, а то и нанимались в чужие семьи. Уже в древности люди хорошо понимали, что в первые годы жизни детский организм занят собственным формированием, что «высшие человеческие функции — отправления разума и воли — еще дремлют в зачаточном состоянии». В первый год жизни только объем головного мозга ребенка увеличивается в четыре раза. Появившись на свет, ребенок «не видит» песни, а буквально через год они радуют его, он понимает простую разговорную речь и сам произносит свои первые слова. «Уже в первый месяц жизни, — писал Г.Добряков, — ребенок проявляет музыкальные восприятия — восприятия ритма и мелодии; однако ему доступна лишь несложная ритмическая смена звуков». И все это знал народ — педагог.
Колыбельные песни имеют очень древнее происхождение, доказательством этого являются антропоморфные образы Сна, Дремы, Угомона, Упокоя, а также близость древнейших текстов к заговорам («Сон да Дрема, пройди Коли голова», «Угомон тебя возьми» и др.).
Анализ исследователей древнейших колыбельных песен показывает, что круг опоэтизированных в них лиц, предметов, явлений предельно узок. Эта же закономерность проявляется и при анализе жанрового ядра, то есть повсеместно распространенных и наиболее устойчивых произведений. Это
Vvz
01Z
:имтАхээи эхэмэх ионжоио ээиод a KoxsKiruadMBt ox£ ко -хснвнжо1/эА KHHSHMccduA BMHsgad BHHExoEdtfoii эйэп оц («mow -Aced Ааоиол я у 'Modoaoj Moxod a y») HHxnaEEd олоннэяхо -HBdH и олоннэяхокА Birtf и '(«имтошАхЕф HMhAd я у 'имтош -Atfox имжон я у») BMHsgad ииПмнАф хмнчиэхвлияР BHXHHEBd кис и '(«имтошАхэит Msdguoy 'HMmoiHAxoBdou 'имтошАлвх -оц») BWEHHEJdo Exood К1П7" и Bwandu олохе винэьене эинвиин -ou:ээя яхоэ иэн я он 'xnhheIT Х1яня!гвмоя хндооо ин 'ихвиви wxogBd ионнэииэА ин хэАдэск эн мэтАхоэи эинэниоиэи
xowrfcud /Чэомог» у
'хоёоэог xouiod а у
пхтснн&шоф nmd в у
'nxmoiH/(pox пижон э у
'пхтсннбгншоц вмнэээи квхвяоюнмвсэн Birmndu эн иэ я1лоиои вн ид ииээ 'Kwadfl яxкIгэPэduэвd мвм 'AdXfariodu Axe яxвaIЯI;э^rodu О1\и1Сохдоэн мвм и вРлом 'ид BirmgBE яхвр^ эинэ1/омои а кинэ!Г -омой си KoxHtncHBtfadsu 'xKHHStfaflEHodu химзэьихеои-оня1гвм -neAw я олэ BiiHuadMBC и Bwandu ojoxc hxoohesitou hohboitdA -сэд я шинэггжэдА м Birmndu wsxAu wnxoahndnuwG вмилолвСэи KBHtfodBH он 'эинэьенсвн эомээьило1гои£иф ээ хинэкядо вн1Го инхоэ ей hit вя1Гэ 'ndAfanodu иохс яхэоми^охдоэн хэвнеоэо яхвм KBtTMCBM эн Bxood oJOняIrвhBнoяdэu Pondau я онжвя чнэьо
OXh 'BWEHHBjdo ОЛЭОа ЧХЭОНЯ1ГЭХКЭ1/ЭНЕИЖ ЯХИ^АдЕОа '9HH3tnBd -дООЯОСЫ ЯХИЯОНВХЭООа X3BJOWOU ЖВЭЭВИ HNHEEdgOOOHO ХОХ£
иниАхэ of имиэт хо EBd омяхгомээн xnl/Oflodu 'BMH3opd oi/эх квкижо вмлэиэ 'nwBMAd имиэдо 'кнвн иии яхвм 'BXHsgad явн
-9U3UOBJ Ам1/1^ВЕЕИф XHtnOIBHHWOUEH 0X-W3h Я 'aOW3Hdu ХИМЭ
-эьиЕиф xwdoxoMSH снчГпоиюи о кэхэвлихэо1Г oxe 'aoixo э1пэ хэвиинои эн MOHagad bmou 'xBdou xwfld9u bj_j SHHXDolTBd BHHBflOHxodl/og олэ новь я яxвяижdэn/'ou
-ОХдОЭН 9MH999d Я 'ВНЭЯОиЭЬ 0Л0НЯ1ГЭХВН£0дсН1Г И OJOHX0Ol/Bd9H
-еиж 'oJOflodofE имээьиЕиф яхвхицооя гчдохь
'имилолв!Гэи HOHl/odBH wBirnaEdu ohdbi/jo^ имтАхээи
eaujoahdoBUi огоннввшоэжорЛх osonpoden п