Народная художественная культура


Основные виды и жанры народного художественного творчества



338


Литература

Гусев В.Е. Истоки русского народного театра Л 1977

ВВЕУССКИЙ Ф°ЛЬКЛОрный теат? ХУ"Г- начала

Дмитриев Ю.А, Хайченко Г.А История русского театра.

Дмитриев Ю.А. На старом московском гуля­нии// 1еатральный альманах ВТО. Кн. 6. М 1947

?М РЯЖСН ЙТрадиционной

Истоки Русского театра. М, 1976. Русская народная драма ХУ11 — XX веков. М.,1953 Савушкина НИ. Русский народный театр. М,1976. Фольклорный театр. М,1988.


Глава 7. Народный танец

Народный танец на многих этапах истории человечест­ва начиная с древних времен был основой хореографической культуры общества.

Что же такое хореографическая культура? Современная научная литература отражает разногласия по поводу данного понятия. В качестве его синонимов употребляются такие сло­восочетания, как «национальное хореографическое искусст­во», «танцевальная культура», «танцевальное искусство», «национальная хореография», «национальная пляска», «на­родно-сценический танец» и другие. Под «хореографической культурой» многими авторами подразумевается исключи­тельно профессиональное балетное искусство, но никак не традиционный национальный танец.

Вместе с тем хореографическая культура современного общества включает фольклорный (традиционный) танец, на­родную хореографию; народно-сценический (обработанный для сцены) танец; эстрадный танец; балетное искусство. Невозмож­но вычленить и обозначить как главенствующий, определяю­щий ни один из составляющих элементов этого сплава.

У каждого народа есть свои традиционные танцы, особенности которых связаны прежде всего с его этниче­ским характером, системой духовно-нравственных ценно­стей и образов-идеалов. Народные танцы, их художествен­но-образное содержание и лексика отражают не только на­циональные образы мира, но также трудовые и бытовые традиции народа, особенности природной среды его про­живания.

В народных танцах воплощается особая пластика, свойственная представителям того или иного этноса. В ней содержится многообразная информация о его антропологи­ческих особенностях, преобладающих видах трудовой дея­тельности (землепашество, скотоводство, и т.д.), нормах поведения и взаимодействия между различными половоз­растными и социальными группами.


Народна я художественная культура

На первобытнообщинной стадии развития человек мог выжить, только активно приспосабливаясь к окружающей среде, осваивая еще неподвластную ему природу. Благодаря оощим усилиям соплеменников, только в коллективе людей человек мог создать себе надежную среду выживания Обще­ние между людьми могло происходить с помощью жестов послуживших основой возникновения плясок. Жест выпол­нял определенную роль знака, символа, посредством которо­го первобытные люди регулировали свою трудовую деятель­ность. Именно возникновение совместной трудовой деятель­ности, выполняемой в определенном ритме, повлекло за со-оои появление первобытных плясок. Навыки, приобретенные в трудовых процессах: в рыбной ловле, охоте за диким зве­рем, земледелии и скотоводстве — люди охотно передавали молодым членам общины. Танец, вбирая в себя все многооб­разие трудовых приемов, правил, способствовал закреплению вложенной в него информации и ее передаче от одного поко­ления другому.

В танце тренировалось тело, закалялся боевой дух че­рез танец люди познавали историю своего народа Осваивая танцевальные движения, молодые члены общины за короткий срок достигали уровня зрелости. Посредством танца люди передавали свои чувства, ощущения, мысли. Из этого следу­ет, что основными функциями танца первоначально были ак­тивно-приспособительная, коммуникативная и познаватель­ная. Коммуникативная функция тесно переплеталась с нор­мативно-регулирующей. Ведь чтобы жить в коллективе об­щаться с соплеменниками, человек должен был изучить пра­вила и законы жизни родовой группы. Танец как нельзя луч­ше передавал участнику основные нормы поведения ценно­стные установки, регулировал отношения между членами коллектива.

Народный танец своеобразно раскрывает многовековые традиции последующим поколениям.

Огромное влияние на формирование народной танце­вальной культуры изначально оказывали мифологические


Основные виды и жанры народного художественного творчества

представления об устройстве мира, олицетворение природ­ных стихий, поклонение силам природы.

В древности танцы многих этносов существовали в неразрывной связи с магическими обрядами, ритуалами, праздниками народного календаря и другими формами на­родной жизни. Часто они выполняли заклинательные функции, когда хотели попросить у высших сил дождя для получения хорошего урожая, удачной охоты и т.д. Напри­мер, у народов Севера до сих пор сохранились танцы мед­ведя, оленя, моржа, имевшие ритуальный смысл и, по древ­ним поверьям, способствовавшие успешной охоте и рыб­ной ловле.

Со временем народные танцы утрачивали свои маги­ческие, обрядово-ритуальные функции и стали превраща­лись в одну из форм проведения досуга, отдыха и развлече­ний. Их начали исполнять и профессиональные коллекти­вы, выступающие на сцене.

Рисунки танцев

Рисунком танца называется
последовательное чередование

различных положений танцую-щих,

траектория их перемещений. Наряду с хореографическим текстом, пластической выразительностью и мимикой, тем­пом и ритмом движения, композицией пространственный рисунок является выразительным средством народного танца и подчинен его идее и образу.

Наиболее древним считается круговой рисунок. Он встречается в танцах первых цивилизаций. Круг олицетворя­ет движение небесных светил, круговорот веществ в приро­де, являясь важным символом практически всех языческих верований. Чаще всего встречаются следующие рисунки: круг, круг в круге, полукруг, несколько кругов, расположен­ных рядом.

Каждый последующий шаг в развитии цивилизации от­ражался в рисунке танца: появление земледелия, развитие воинского искусства, освоение новых ремесел. Кроме круго-


           
   
   
 
 
 

Основные виды и жанры народного художественного творчества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: