принципы обучения – это осн. идеи в организации уч.занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие прсс обучения.
- пр. научности – изучаемый материал должен соответствовать современным достижениям научной и практич. психологии. даваемая информация д. быть доказательна.
- пр. системности – уч. материал изучается в определенной последовательности, которые дают системное представл-е об изучаемой дисциплине.
- пр. единства теорет-го и эмпирич. знания –
- пр. доступности – одно и то же содержание должна преподоваться по разному в зависимости от базы знаний и интересов
- пр. наглядности – использование органов чувств и образов при обучении.
- пр. активности –
- пр. обучение психологии д. носить развивающий характер –
Лекционная форма обучения
Лекция явлся осн. формой обучения в ВУЗе.
функции лекции:
1. информирующая – о достижениях науки, об осн. положениях уч.дисциплины.
2. ориентирующая – ориентирует в научн.литре, показом генезиса теорий, идей.
3. разъясняющая – раскрытие смысла терминов, формирование понятия в сознании студента.
4. убеждающая – чтобы убедить, надо доказать, что именно так и было.
5. увлекающая – лекция д. увлечь студентов, чтобы они далше смогли углубленно изучать.
принципы отбора материала: целеполагание – материал д. отвечать целям лекции; учет уровня подготовки студентов; ориентация на следующие практич.занятия – общее дается на лекции, а конкретное на самост. работу; учет того, какой литрой пользуются студенты – на лекции дается материал, который студенты не смогут найти в учебниках.
Методика чтения лекции решает след вопросы:
1. доведение до сознания аудитории научн. содержания осн.понятий темы
2. формирование понятий
3. доказательность изложения –
4. информативность содержания
5. проблемность изложения – активизация мышления студентов
Практич. семинарские и лабораторные занятия в уч. группах
все они явлся практическими. целью явлся научить студентов применению теоретич. знаний на практике. К осн.формам практич занятий относя:
семинары-практикумы – студенты обсуждают различн. варианты решения ситуац-х задач, выдвигая в кач-ве аргумента псих.положения.
семинары-дискуссии – обсуждение различн.методик псих.исслед-я применительно к практике.
практ.занятия – обучить студентов решению специф-х задач по профилю своей спец-ти.
лаборат.занятия – обучение исследоват-му подходу к изучению психологии как науки.
требования опережающего управления обучением:
Средством опережающего управления обучением является таксономия учебных задач. Д. Толлингерова вводит следующую таксономию, которая упорядочивает учебные задачи по основанию. Задачи разделены на 5 групп:
1. задачи предполагающие воспроизведение знаний: на узнавание, на воспроизвед.отдельных фактов, на воспроизвед.определений, на воспроизв.текста
2. предподагающие простые мыслит.операции: на определ.фактов, на перечисление и описание фактов, на перечисление и описание процессов и приемов деятти, на анализ и синтез, на сравнение и различение, на упорядочивание, на определение отношений и т.д.
3. предполагающие сложные мыслит.операции: на трансформацию, на интерпретацию, на индукцию, на дедукцию, на аргументцию, на оценку.
4. предпологающие обобщение знаний и сочинение: на сочинение обозрения (конспекты, резюме), на сочинение доклада, отчета, на самостоят. Письменные работы.
5. предпологающие продукт.мышление: на применение на практике, на решение проблемных ситуаций, на целеполагание и постановку вопросов, на эвристический поиск на базе наблюдения и конкретных эмпирич.данных, на эвристич. поиск на базе логич.мышления.
чтобы воспользовся этой таксономией нужно выполнить таксацию – это выбор задач из 5 групп. Таксация позволяет преподователю более полно учитывать состав когнит. Требований к уч.деятти и контролировать свои дидактич.замыслы. также является средством целенаправленного прогнозирования хода обучения.
Расширение таксономии и введение задач, адекватных предметному содержанию и целям обуч.психологии:
применительно к обучению психологии расширению подлежит 4 группа задач:
описания могут быть в форме повествования, в форме проекции логич.взаимосвязей, с использованием метафор.
5 класс: 5.6. речевое оформление в письменном тексте решения пробл.задач
5.7. задачи на анализ и обобщение эмпирич. данных.
5.8. на выработку «чувства ситуации», поиск интуитивных решений.
5.9. групповые решения проблем с открытой структурой.
Так же появлся рефлексивные задачи, которые можно назвать 6 классом задач:
6.1. задачи, позволяющие студентам освоить рефлексивные процедуры по отношению к структурам действия опознания, запоминания.
6.2. рефлексивные процедуры по отношению к разным видам эвристик.
6.3. рефлексивные действия, связанные с построением письменного текста.
6.4. задачи на построение стратегий совместного и индивид-го решения тех или иных проблем.
6.5. задачи на выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач.
Таким образом, первые 5 классов задач вводят студентов в освоение всего диапазона когнит.операций и действий. А 6 класс облегчает осознание уже усвоенных когнит.способов в решаемых псих.задачах.
Дидактические стратегии управления формированием познав. деятти в курсе психологии
Различают 2 стратегии:
- стратегия репродукт-го обучения – ориентированное на использование первых двух задач.
- стратегия продуктивного творч. обучения – использование последних 3 задач.
Таким образом, оптимальная дидактическая стратегия в курсе психологии будет заключаться в проработке каждого раздела курса на всем диапазоне 5 классов задач и завершении освоения раздела путем введения студентов в решение 6-го класса задач.
Психолого-педагогические аспекты успешности СРС
Особенности самостоят.работы с псих.литрой при заочном обучении
Заочное обучение – разновидность дистанционного обучения, когда преподаватель и студент в буквальном смысле дистанцированы во времени и пространстве.
самост. учеба явлся основным методом получения знаний.
эффективность самост.учебы зависит от:
1. мотивации: деловой, состязательной и самой главной познавательной- интерес к самому процессу учения.
2. формирования у студентов познавательного интереса.
3. вдумчивого изучения предмета – студент должен вникать в причины происхождения научных знаний.
Методы обучения психологии:
1. словесные – рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой; монологич. и диалогич. методы.
2. наглядные – предметная, изобразит-я (худож-я, символич-я, текстовая), словестная
3. практич-е – учебные модели псих.экспериментов, психодиагност.задания, решение псих.задач, упражнения, групповая дискуссия, дидактич. и деловые игры.
В. Я. Ляурдис выделила:
- методы программиров. обучения
- методы пробл. обучения
- м. интерактивного обучения