Психология познавательных процессов
Цель:- анализ чувственной ступени познания; изучение особенностей возникновения ощущений и формирования представлений;
- углубление и расширение знаний о динамике, развитии образов;
- формирование представлений о процессе мышления и способах решения мыслительных задач.
Вопросы:
1.Представление
1.1.Определение представления и его основные характеристики
1.2.Типы и виды представлений
1.3.Взаимосвязь представления с другими психическими процессами.
2. Ощущение
2.1 Понятие об ощущении.
2.2 Физиологическая основа ощущения.
2.3 Классификация ощущений.
2.4 Основные свойства и характеристики ощущений.
3. Воображение
3.1.Воображение как процесс преобразования представлений
3.2.Физиологическая основа воображения
3.3.Виды воображения
3.4. Возрастные особенности форм воображения.
4. Мышление
4.1. Природа и основные виды мышления
4.2 Основные формы мышления
4.3 Основные виды умственных операций
4.4.Решение сложных логических задач и творческое мышление
|
|
Основные понятия: представление,ощущение, дистанционные и контактные ощущения, экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные ощущения, адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, галлюцинации, мышление, наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое, интеллект, инсайт, абстрагирование, синтез, анализ, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, дедукция, индукция, ассоциация, воображение, проекция, фантазия, мечта, агглютинация, гиперболизация, репродуктивное воображение, схематизация, типизация.
Литература: 6, 7, 18, 19, 20,26, 28
Определение представления и его основные характеристики
Представление относится к числу вторичных образов, которые, в отличие от первичных (ощущение и восприятие), возникают в сознании при отсутствии непосредственных раздражителей.
Таким образом, представление - это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.
1.2. Типы представлений. Можно выделить несколько типов представлений.
Во-первых, это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.
Во-вторых, это представления воображения. Представления воображения формируются на основе полученных в прошлых восприятиях информации и ее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
|
|
Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представлений о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах.
Представления имеют свои характеристики.
1.Представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия.
Но перцептивные образы являются отражением объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, а представления – это воспроизведение и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.
Поэтому представления не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, значительно бледнее.
2.Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.
Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспринимаем только отдельные черты, те, на которых мы фиксировали внимание.
3.Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, или предмет исчезнет из поля нашего сознания, как бы мы ни старались его удержать.
Продуктом (конечным результатом) представления является образ-представление, или вторичный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.
От образа-представления как продукта следует отличать представление как процесс преднамеренного и произвольного создания образа и мысленного манипулирования (оперирования) им при решении различного рода задач.