Билет 2. Интервью – определения, сфера применения, виды интервью

Сфера применения интервью очень широка. Интервью используют журналисты, медики, психологи и др. Интервью обладает обманчивой простотой, кажется, так просто провести интервью без предварительной подготовки. Эта кажущаяся простота является ловушкой, в которую попадают неопытные социологи. Интервью должно отражать концептуальную схему, т.е. те вопросы и задачи, которые поднимались в теоретической части.

Во всех областях применения интервью выполняет 2 функции:

1. получение информации именно того рода, которая требуется исследователю;

2. имеет некое воздействие на респондента.

В социологии часто говорят, что интервьюер управляет респондентом (а точнее его поведением). Действительно, интервьюер уточняет некоторые вопросы, обращается к прошлому респондента, часто детализирует информацию, т.е. «докапывается» до нужного объема и полноты информации.

Важным моментом является воздействие интервьюера на мотивацию и ценностную структура респондента (интерес и уважение к респонденту позволяют получить хорошее, полное, детальное интервью, поэтому важно работать не в режиме «управления», а в режиме «уравнительных отношений»).

Интервью (англ. «беседа») – особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации. «Беседа» предполагает равенство позиций участников. Но все-таки интервью сложно назвать беседой, т.к. роли участников не равны. Тем не менее, грамотно организованное интервью будет напоминать беседу, если интервьюер способен создать доброжелательную атмосферу и создать мотивацию на обсуждение. Мотивация на обсуждение проявляется, как правило, в интересе.

Интервьюцеленаправленное общение, целью которого является получение нужной исследователю информации. Направленность и содержание общения в интервью задается из вне (т.е. не респондентом) – целью и задачами соц. исследования.

Интервью (С. Квайле) – разговорная техника, позволяющая конструировать знание в процессе взаимодействия интервьюера и респондента.

Пр.: Спросив у респондента, что такое ложь, он может либо удовлетвориться труизмом (простым ответом), либо развить и спросить дальше: ложь во спасение, методом аналогии и другими способами показать респонденту нужное направление.

Форм, видов и модификаций интервью очень и очень много и пересчитать их достаточно трудно. Почему? Потому что каждое интервью строится под конкретную исследовательскую задачу.

Типичные классические качественные интервью (нарративное и биографическое) не будут рассматриваться, только те, которые можно использовать в количественных исследованиях. Качественные сложнее на порядок.

Виды интервью:

1. документальное – направлено на выявление фактов, событий, действий респондента. При сборе фактов очень важно собрать наиболее полную информацию с тем или для того, чтобы потом можно было соотнести с данными, полученными из других источников, например, из области статистики, в т.ч. ведомственной. Пр.: Не все ходят в библиотеку, не у всех есть друзья и т.п. Пр.: выявить, сколько видов овсяной каши в магазине, какой предпочитает респондент, почему хороший овес сменили на кашу быстрого приготовления;

2. мнений – выявление мнений, оценок, суждений. Пр., оценка летнего отдыха (довольны/не довольны (для туристических компаний)). Как правило, интервью начинается с фиксации фактов, и только потом исследователь переходит к вопросу по поводу мнений;

3. экспертное (интервью высшего пилотажа) – особый жанр, требующий специальные знания для отбора экспертов (требуются определенные знания, предварительная информация и опыт). От эксперта требуют способности давать профессиональные оценки и прогнозы. В этом интервью ставятся специальные вопросы, четко предварительно отработанные в т.ч. количественные и прогностические. Эксперты выбираются по уровню их компетентности. Опрос экспертов может происходить в свободной форме и в виде закрытых вопросов. Экспертное интервью в большом числе случаев составляется с помощью и при участии самих экспертах. Необходимость обращения к экспертам возникает в самых разных ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: