Что нужно помнить при опросе

Ниже приведено несколько важных советов, которые нужно иметь в виду в процессе опроса. Поскольку их все трудно запомнить сразу, перечитайте эти пункты после опроса, чтобы посмотреть, в чем вы можете улучшить свое уменье собирать информацию:

· определите, является ли информация фактом или скорее мнением, задавая уточняющие вопросы. Попытайтесь выяснить, какое место занимает эксперт в своей организации. Это может помочь вам лучше интерпретировать и квалифицировать его ответы; всегда спрашивайте о числах и количествах (когда речь идет о времени, объеме, затратах). Числовые характеристики придают сказанному достоверность.

· уточняйте источники и назначение данных, их формат, сроки сохранения, предполагаемое использование, требуемые изменения, и т.д. Эти пояснения могут помочь определить, что представляют собой данные.

Следующие рекомендации, помогают поддерживать непрерывность потока и достоверность информации, поступающей от эксперта:

· делайте паузы, пока эксперт думает. Дайте эксперту возможность решать, что сказать дальше. Никогда не перебивайте, подсказывая ответ или задавая другой вопрос;

· старайтесь не задавать наводящих вопросов, вопросов-подсказок, вопросов, содержащих ответ, потому что это не позволяет эксперту делиться своими знаниями. Старайтесь не задавать контрольных вопросов, так как это прерывает поток информации;

· делайте записи, чтобы сосредоточиться на предмете разговора и чтобы подготовиться к следующему вопросу, но не становитесь стенографом, иначе вы можете потерять контроль над опросом.

Умение проводить опросы так же важно, как и умение строить хорошие диаграммы и модели. Применяя на практике приведенные рекомендации, вы станете более умелым интервьюером. Чем лучше вы проводите опрос, тем легче получить базовые знания, необходимые для ваших SADT-диаграмм и SADT-моделей.

Резюме

Опросы — это способ получения аналитиками знаний о предметной области. Обычными источниками информации являются эксперты, хотя документы, наблюдения и анкетирование тоже удобны. Прежде чем провести опрос информационного источника, аналитик определяет, какой тип опроса самый подходящий — опрос для сбора фактов или определения проблемы, совещание для принятия решений или диалог автор/читатель. Перед началом опроса аналитик должен провести подготовку, подобрав нужных собеседников, договорившись о встрече, утвердив повестку дня и изучив сопутствующую информацию. Первостепенное значение для опроса имеют правильное начало, поддержание потока информации и правильное завершение. Хорошо, если вы просмотрите свои записи сразу после опроса, чтобы убедиться, что в них — зафиксированы все важные моменты.

Дополнительная литература

· Bravoco, R.: "Supplementary Information Concerning Interview Standards and Techniques", SofTech, June 1976.

· FitzGerald, J., and A. Fitz Gerald: Fundamentals of Systems Analysis, John Wiley, New York, 1973.

· Freeman, P.: "Why Johnny Can’t Analyze", Systems Analysis and Design: A Foundation for the 1980s Workshop Proceedings, September 1980.

· Gorden, R.: Interviewing: Strategy, Techniques and Tactics, Dorsey Press, 1980.

· Hartman, Matthes, and Proeme: Management Information Systems Handbook, McGraw-Hill, New York, 1968.

· Kahn and Cannel: The Dynamics of Interviewing Theory, Techniques and Cases, John Wiley, New York, 1966.

· Mumford, E.: Designing Human Systems for New Technology, Manchester Business School, Manchester, England, 1983.

· Parkin, A.: Systems Analysis, Little Brown, Boston, 1980.

· SofTech, Inc.: "Practical Aspects Of Data Collection, IDEFO Architects Guide", SofTech Deliverable no. 7500-10, September 1979.

· Weinberg, G.: Rethinking Systems Analysis and Design. Little Brown, Boston, 1982.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: