К этому моменту процесса чтения SADT-читатель уже достаточно хорошо понимает диаграмму, ее непосредственный контекст и ее расположение в модели. Опытные читатели принимают только то, что написано на бумаге: они не добавляют своих предположений. Таким образом, их понимание целиком основано на модели и ее дополнительном материале. Теперь пришло время для конструктивной критики работы автора. Критическая оценка означает постановку вопросов к содержанию диаграммы. Читатели задают три основных типа вопросов:
1. Верен ли синтаксис диаграммы?
2. Понимаю ли я, что хотел сказать автор?
3. Согласен ли я с тем, что выразил автор?
Эти вопросы задают в указанном порядке с тем, чтобы вначале разрешить мелкие вопросы, а потом перейти к более глобальным. Вопросы, связанные с синтаксисом, хотя и простые, но они очень важны, потому что хорошее изложение начинается с правильного использования графического языка SADT. Вопросы о понимании диаграммы стоят на втором месте, потому что критика бесполезна, пока нет ясного понимания. Вопросы о согласии с автором занимают последнее место, как самые важные. Часто они очень сложны, требуют размышлений и разъяснении. В этой главе перечислены специальные вопросы, которые нужно задавать в процессе критической оценки. В главе 15 обсуждается оформление результатов рецензирования с помощью этих вопросов в виде письменных пронумерованных комментариев.
Вопросы о синтаксисе
Анализируя детали диаграммы, задавайте себе вначале следующие вопросы, особенно если вы только начинаете читать SADT-диаграммы или если автор только начинает работать с применением SADT:
· Все ли блоки правильно пронумерованы?
· Все ли блоки имеют названия в глагольной форме?
· Все ли дуги на месте?
· Все ли дуги имеют названия в форме существительного?
· Все ли метки ясно привязаны к своим дугам?
· Есть ли на длинных дугах дополнительные метки?
· Нет ли дуг без меток?
Изучая непосредственный контекст диаграммы, задавайте следующие вопросы:
· У всех ли внешних дуг есть ICOM-код?
· Верно ли связывает ICOM-код внешние дуги с граничными дугами родителя?
· Все ли метки внешних дуг совместимы с метками граничных дуг родителя?
· Не используется ли помещение дуг в тоннель (скобки рядом с их концами) избыточно или неверно?