1) Тип - исходная единица построения научной, проектной или художественной картины мира, вычленяемая на основе идеальной модели и являющаяся носителем программы культуры. Каждый тип представляет особую целостность, несущую в себе определенную культурную программу.
Прототип – прообраз, образец оригинала; образец, который перепроектируется.
Прототипическое проектирование (аналоговое) - проектирование по аналогу, прототипу. Для простых объектов, имеющих прототипы, нуждающиеся в небольших изменениях (технологических, морфологических, эргономических, стилевых) обычно используют традиционный методологический подход аналогового проектирования (проектирования по прототипам). Неопределенная ситуация сводится к известному решению сходных задач, при этом результат минимально трансформирует знакомые решения. Традиционный вид проектирования
Непрототипическое проектирование (инновационное, концептуальное) - проектирование, предполагающее внесение новизны. Заданная проектная ситуация освобождается от готовых решений путем ее проблематизации, то есть переформулирования проектной задачи — в проблему. При этом происходит расширение смыслового контекста исходной ситуации, в нее включаются новые обстоятельства, точки зрения и пр., отчего ситуация становится неопределенной, открытой, обладающей широким веером возможных решений.
Пример непрототипического проектирования – изобретение автомобиля, космического корабля и пр..
2) Культурный прототип – аналог, подходящий для культуры определенного места либо времени. Аналог, описанный как социально-культурное явление в прошлом и настоящем.
В традиционных культурах культурным прототипом вновь создаваемого материального объекта выступал канон – система правил, принципов, норм, приемов работы, символических ценностей и социально-культурных значений данного общества, овеществляемых, в частности, в предметной форме ремесленного продукта. Каноны не разрабатывались специально, отдельными индивидами, их формирование было делом истории, выражением культуры данного народа, общества. Каноны предметной культуры древнего мира и европейского средневековья поддерживали традиции, обеспечивавшие воспроизводство предметной культуры, соответствие изделий сложившимся потребностям людей, укладу жизни.
В настоящее время проблемы культурной идентичности заняли одно из ведущих мест в сфере практического и теоретического развития проектной культуры. Особое внимание уделяется вопросам, так или иначе связанным с проблемами национального своеобразия, с традициями национальной культуры. Культурный прототип - один из важнейших источников в творчестве, в развитии современной визуальной культуры, достижении неповторимости визуального облика. Поиск «культурного образца» проектируемого объекта — стандартная методика, широко применяемая в дизайне. Чем такой объект сложнее и глубже укоренен в культуре, тем результат обещает быть интереснее и содержательнее. Весь доступный проектировщику опыт культуры служит источником тем, смыслов и образности для его проектов. Отталкиваясь от избранного образца, дизайнер создает новый, уникальный, современный ему объект, обладающий внутренней целостностью.
3) Современная дизайн деятельность неотделима от использования новых материалов и технологий, меняется окружающий нас мир, меняется образ жизни потребителей. Для человека, живущего в современном мире, необходимо сформировать новое мышление, помогающее выжить в условиях все увеличивающейся свободы — мышление экологическое, реалистическое и вместе с тем открытое переменам. Инновационный дизайн рождает проблему взаимосвязи новизны и культурной целесообразности. Новые материалы, устройства и технологии, внедряемые в нашу жизнь, унифицируют всех людей, создавая глобальное общество, лишенное исторических и культурных ориентиров. При инновационном проектировании необходимо учитывать среду и культуру, для которой проектируется данный объект, поскольку не для всех культур и народов внедрение инноваций будет целесообразно.