Тип и прототип в дизайне, представление о прототипическом и непрототипическом проектировании. Культурный прототип как источник дизайнерских решений. Проблема инноваций в дизайне

1) Тип - исходная единица построения научной, проектной или художественной картины мира, вычленяемая на основе идеальной модели и являющаяся носителем программы культу­ры. Каждый тип представляет особую целостность, несущую в себе определенную культурную программу.

Прототип – прообраз, образец оригинала; образец, который перепроектируется.

Прототипическое проектирование (аналоговое) - проектирование по аналогу, прототипу. Для простых объектов, имеющих прототипы, нуждающиеся в небольших изменениях (технологических, морфологических, эргономических, стилевых) обычно используют традиционный методологический подход аналогового проектирования (проектирования по прототипам). Неопределенная ситуация сводится к известному решению сходных задач, при этом результат минимально трансформирует знакомые решения. Традиционный вид проектирования

Непрототипическое проектирование (инновационное, концептуальное) - проектирование, предполагающее внесение новизны. Заданная проектная ситуация освобождается от готовых решений путем ее проблематизации, то есть переформулирования проектной задачи — в проблему. При этом происходит расширение смыслового контекста исходной ситуации, в нее включаются новые обстоятельства, точки зрения и пр., отчего ситуация становится неопределенной, открытой, обладающей широким веером возможных решений.

Пример непрототипического проектирования – изобретение автомобиля, космического корабля и пр..

2) Культурный прототип – аналог, подходящий для культуры определенного места либо времени. Аналог, описанный как социально-культурное явление в прошлом и настоящем.

В традиционных культурах культурным прототипом вновь создаваемого материального объекта выступал канон – система правил, принципов, норм, приемов работы, символических ценностей и социально-культурных значений данного общества, овеществ­ляемых, в частности, в предметной форме ремесленного продукта. Каноны не разрабаты­вались специально, отдельными индивидами, их формиро­вание было делом истории, выражением культуры данно­го народа, общества. Каноны предметной культуры древнего мира и европей­ского средневековья поддерживали тради­ции, обеспечивавшие воспроизводство предметной куль­туры, соответствие изделий сложившимся потребностям людей, укладу жизни.

В настоящее время проблемы культурной идентичности заняли одно из ведущих мест в сфере практического и теоретического развития проектной культуры. Особое внимание уделяется вопросам, так или иначе связанным с проблемами национального своеобразия, с традициями национальной культуры. Культурный прототип - один из важнейших источников в творчестве, в развитии современной визуальной культуры, достижении неповторимости визуального облика. Поиск «культурного образца» проектируемого объекта — стандартная методика, широко применяемая в дизайне. Чем такой объект сложнее и глубже укоренен в культуре, тем результат обещает быть интереснее и содержательнее. Весь доступный проектировщику опыт культуры служит источником тем, смыслов и образности для его проектов. Отталкиваясь от избранного образца, дизайнер создает новый, уникальный, современный ему объект, обладающий внутренней целостностью.

3) Современная дизайн деятельность неотделима от использования новых материалов и технологий, меняется окружающий нас мир, меняется образ жизни потребителей. Для человека, живущего в современном мире, необходимо сформи­ровать новое мышление, помогающее выжить в условиях все увеличивающейся свободы — мышление экологическое, реалистическое и вместе с тем открытое переменам. Инновационный дизайн рождает проблему взаимосвязи новизны и культурной целесообразности. Новые материалы, устройства и технологии, внедряемые в нашу жизнь, унифицируют всех людей, создавая глобальное общество, лишенное исторических и культурных ориентиров. При инновационном проектировании необходимо учитывать среду и культуру, для которой проектируется данный объект, поскольку не для всех культур и народов внедрение инноваций будет целесообразно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: