Понятие методологии научного исследования

В Современной энциклопедии методология определяется как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Первоначально методология была косвенно представлена в практических формах взаимоотношений людей с окружающим миром. В последующем она вычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности.

2) Проблема соотношения психологического научного факта и реальности социального бытия личности в психологии

Значимость определённости в этом отношении обусловленна тем, что в зависимости от избранной позиции определяется как общая канцептуальня схема психологического исследования, так и его прикладные аспекты, связанные с избранием способа теоретизирования, метода исследования, наконец, интерпретации полученного результата. В начале проблема состояла в том что эксперементальный подход не мог добится успеха в отношении широкого ряда отношений между сознанием и поведением. Так же проблема состоит в том, чтов психологической науке с помощью теоретических понятий не удаётся недвусмысленно ухватить суть наблюдаемых явлений. В контексте соотношения экстраспекции и интроспекции в научном псих. Исследовании была убедительно показана субъективность самих фактов, лежавших в основании теоретических построений. Так же становится очевидной сомнительность причинно-следственного детерминизма в психологическом знании. Современные тенденции развития псих. И, особенно, социальной,всё больше потверждают необходимость отхода от старых, основанных на позитивизме, трактовок научного знания и познания
 

3) соотношение научного и обыденного знания

Рассматривая вопрос о соотношении обыденного и научногознания, следует избегать двух крайностей в его решении. Нередко,

отмечая качественное отличие научного знания от обыденного, забывают о связи и преемственности между ними. Эта связь заключается прежде всего в том, что они имеют общую цель — дать объективно верное знание о действительности, и поэтому опираются на принцип реализма, который в обыденном сознании ассоциируется с так называемым здравым смыслом. Хотя понятие здравого смысла не является точно определенным и меняется со временем, тем не менее в его основе лежит представление об объективном реальном существовании окружающего мира, отвергающее наличие каких-либо сверхъественных сил. Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравым смыслом и критическим рациональным мышлением состоит в том, что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями.

4) Понятие культурно-научной традиции. Эволюция культурно-научных традиций.

Культурно-научная традиция представляет собой, многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений …характеристику определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его места и роли в окружающем мире

Эволюция: культурный синкретизм (природоцентризм)—космоцентризм—теоцентризм(богоцентризм, теологизм)—антропоцентризм(человекоцентризм)—модернизм(универсализм)--пост-модернизм—пост-постмодернизм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: