Методы архитектурного проектирования (какие, в чем заключаются)

Метод (греческ - учение) - это способ решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Метод архитектурного проектирования, которым пользуется архитектор - практик, в целом определяют творческий метод архитектора. Этот метод заключается в творческом комплексном подходе к решению вопросов проектирования.

1.Комплексный метод проектирования

Комплексный метод функционального, конструктивного и художественного проектирования - это метод, который совмещает науку и практику. Он позволяет органически соединить все виды деятельности, которые влияют на получение конечного продукта - проекта, пространственной среды жизнедеятельности человека.

Принцип комплексного проектирования рассматривается в двух аспектах: во-первых, как основа творческого метода архитектора, который допускает одновременную разработку градостроительных, функционально планировочных, конструктивных, экономических и архитектурно художественных вопросов в их тесной взаимосвязи и, во-вторых, как практическая основа проектирования, которое разрешает проблему соединения архитектурного проектирования с научно-техническим комплексом знаний.

Комплексное проектирование предусматривает:

а) творческое применение познаний о человеке, природе и обществе в их глубоком взаимопроникновении;

б) соединение теории и типологии архитектуры с проектированием;

в) взаимосвязь с архитектурным проектированием деятельности из конструирования, строительной физики, геодезии, размещения инженерных сетей, планирования и экономики проектирования и строительства;

г) использования данные из социологии, климатологии, гигиены, психофизиологии и урбоекологии.

Комплексное проектирование как информационный метод

Процесс комплексного проектирования рассматривается как система, которая регулирует свою деятельность на основе обмена информацией между представителями разных специальностей и архитекторами.(архитектурное решение - его инженерная разработка).

2.Метод структурного анализа

Система - это множество элементов, которые находятся между собой в связках и отношениях, которые образуют целостность. Под системой понимается связанное целое, образованное взаимозависимостью и согласованностью составляющих его частей и элементов, то есть структурой.

Структура выступает как характеристика системы. Структура - это совокупность стойких связей объекта, которые обеспечивают его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при разных внешних влияниях.

Применяемый в науке метод структурного анализа позволяет рассматривать любой объект как систему, которая имеет совокупность общих свойств, выраженных в структуре, которая характеризует эту систему. Подход к архитектурному объекту, как к системе, позволяет оценить механизм взаимодействия компонентов в конкретной системе, значение отдельных требований, которые обусловливают решение в связи с пониманием целого, и гарантирует разносторонность и полноту рассмотрения объекта во взаимодействии с окружающей средой.

При формировании архитектурного произведения взаимодействует множество сил - постоянных и переменных факторов, роль которых не однозначна: градостроительные, климатические, функционально планировочные, конструктивно технические условия и архитектурно художественные, экономические и эксплуатационные требования.

Комплексный метод предусматривает проведение структурного анализа системы на каждом этапе ее разработки.

Конечная цель процесса - создание целостной композиции проектируемого объекта.

3.Содержание и форма объекта

Методикой проектирования ставится задание раскрыть содержание объекта как совокупность назначения здания и неразрывно связанных с ним идейно образных требований.

Новое содержание объектов проектирования отбивает конкретные социальные, культурные и эстетичные потребности общества, обусловливает возникновение новой формы, которая влияет на содержание и содействует его развитию.

Соотношение формы и содержания в композиции архитектурного объекта выступает в единстве структуры и функции. Функция организует структуру, структура - определяет функцию.

Внутреннее построение обнаруживает своеобразие данного типа сооружения, его специфические особенности. Организация объемно пространственной структуры является качественным критерием внутреннего построения объекта.

Связки, которые формируют структуру в архитектурном объекте, могут быть функциональными, зависимыми от конкретной деятельности и выражаться как коммуникации (пешеходные, транспортные). Композиционные связки, как правило, будут визуальными. Они выражаются как непосредственный зрительный контакт или как последовательность визуальных кадров, которые формируют пространственно-временную цепь впечатлений от объекта, который потом складывается в единственный синтезирующий художественный образ.

Внешняя форма объекта выражает внутреннее построение и создается во взаимосвязи с другими объектами пространственной среды, в которых объект розміщається.

Специфическое ориентирование объекта к окружающему пространству выступает как качественное своеобразие его построения.

4.Взаимодействие внешнего и внутреннего

Стоит иметь в виду, что внутреннее построение непосредственная связана с внешней структурой и является ее функцией, как в функциональном, так и в композиционном аспектах.

Проектирование объекта как системы дает понимание связи объекта с внешней средой. Градостроительный подход определяет каждый архитектурный объект как систему, которая входит в состав другой, более сложной пространственной системы; относительно нее первая система выступает как компонент. Да, жилой дом - система относительно его компонентов - секции и квартир, в то же время он один из компонентов пространственной системы - группы домов или ансамбля. Внешняя и внутренняя структура всегда находятся в единстве и взаимопроникновении.

Выбор взаимосвязей внешнего и внутреннего пространства влияет на архитектурный и конструктивный замысел проекта, на композиционный прием в целом.

Формирование интерьера во взаимодействии с внешней естественной средой повышает комфортные - функциональные и эстетичные качества решения внутреннего пространства. Раскрытие общественных и жилищных домов к окружающей среде служит средством художественно эмоционального и психофизиологического влияния.

Необходимо учитывать последовательность эстетичных впечатлений, которые возникают при движении вне здания и внутри ее. "Совершенство организации внутреннего движения и станет основным биологическим качеством создаваемого нами организма, иначе говоря, степенью связи между осуществленным сооружением и его назначением" [Ле Корбюзье].

Таким образом, предметом архитектурного проектирования становится взаимодействующая система архитектурного объекта и среды.

5.Функциональная целесообразность

Функциональный метод раскрывает внутренние связки, обусловленные назначением здания, технологическими процессами, которые происходят в данной материальной оболочке. Принцип целесообразности, "пользы" архитектурного произведения раскрывается в стремлении наилучше удовлетворить материальные и духовные потребности общества при умном минимуме расходов. На функциональные требования влияют уровень развития техники и экономики, особенности быта и культуры, климатические и топографические условия. Приступая к проектированию, архитектор определяет обязательные (закономерные) и необязательные (желаемые) функциональные связки. Этой цели служит методика составления функционально оперативных схем для записи информации о состоянии объекта, используя аппарат теории графов [124, стор.11 - 21].

Разработка объемно планировочной структуры, композиции шире функционального решения. Функциональная схема не может использоваться в качестве реальной эстетичной структуры. "Форма определяется функцией, но превосходит ее, поскольку художественное воображение может ее сопровождать без убытка для нее" [Ф. - Л. Райт, 184, стор.245].

Существенно для методики комплексного проектирования введения понятия "поведения" объекта, который определяет взаимодействие компонентов внутри системы во времени. Процессы, которые происходят в объекте, показывают динамику, вместе с тем пространственная структура здания дает им статическое выражение. Преодоление этого противоречия находит свое отображение в идее гибкого пространственного решения как жилищных, так и общественных зданий. "Одного функционирования для искусства недостаточно - вместе с тем... не найдется никого, кто стал бы утверждать, что красивому разрешено плохо функционировать" [Г.Б. Бархин, 62, стор.37].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: