Право состоит из множества интуитивных прав

Источником правовых эмоций являются нормативные факты. Под правовыми же нормами понимается лишь проекция субъективных переживаний на других лиц, представление об обладании ими правами и обязанностями.

Право и закон разграничиваются между собой, однако критерием для критики позитивного права выступает не естественное, а интуитивное право, не совокупность нравственных требований, а психологические переживания.

Право может формироваться помимо государства и не быть связанным с ним. Однако в целом государство существует для того, чтобы обеспечивать защиту права, в том числе путем применения принудительных мер.

Необходимо создание специальной науки о совершенствовании правовой сферы - политики права.

Вслед за Л.И. Петражицким профессор М.А. Рейснер приходит к выводу о том, что правовая система общества не обладает монолитностью, а состоит из целого ряда интуитивных прав. Общее право в концепции М.А. Рейснера представляет собой результат компромисса и объединения имеющихся в данном обществе классовых интуитивных прав. Так, советское право представляет собой единство пролетарского, крестьянского и буржуазного права. Впрочем, как полагал М.А. Рейснер, история развития права - это история его угасания, которое должно наступить с построением коммунизма.

В конце 30-х гг. классово-психологическая концепция М.А. Рейснера была объявлена вредительской, а сам он подвергся травле.

Социологические концепции правопонимания в 20-е - 30-е гг. XX века пользовались официальной поддержкой, о чем свидетельствует анализ нормативно-правовых актов, принятых Советским правительством в этот период. Однако со сменой политической обстановки в стране происходит изменение вектора правового развития и, соответственно, меняется господствующий тип правопонимания.

Наконец, постепенно укреплялось и вышло в конце 30-х гг. на первый план позитивистское направление правопонимания, которого придерживались, в частности, Н.В. Крыленко, М.Ю. Козловский, С.А. Котляревский, Э.Э. Понтович, В.Н. Дурденевский, Л.В. Успенский и др.

Позитивистский тип правопонимания основан на методологии классического позитивизма как особого течения социально-философской мысли, суть которого состоит в признании единственным источником знания лишь конкретных, эмпирических данных, установленных путем опыта и наблюдения, в отказе от рассмотрения метафизических вопросов, в том числе от анализа сущности и причин явлений и процессов. Исторически первым и основным по своей значимости направлением позитивистской юриспруденции является легистский подход к пониманию права, в рамках которого право отождествляется с законом, т.е. с предписанным публичной властью общеобязательным правилом поведения, обеспеченным политико-властным принуждением (слово "закон" используется здесь в широком смысле, включающем в себя судебный прецедент и правовой обычай) Лапаева В.В. Различные типы правопонимания: анализ научно-практического потенциала // "Законодательство и экономика".- 2006.- N 4..

Позитивистские настроения в советской юридической науке оживились в ходе дискуссии по проблеме правопонимания во второй половине 20-х гг. Причем, позитивистские идеи шли вразрез с господствующим в этот период пониманием права как системы общественных отношений, развиваемым П.И. Стучкой.

Полемизируя с П.И. Стучкой и Е.Б. Пашуканисом, Н.В. Крыленко предложил понимать под правом не систему (порядок) общественных отношений и не правоотношения, а совокупность (систему) норм, которые регулируют общественные отношения в интересах господствующего класса и охраняются государственным принуждением. Правоотношения, как отмечается в работе, Н.В. Крыленко трактовал как особые общественные отношения, возникающие на базе производственных отношений. Таким образом, в отличие от П.И. Стучки, он не допускал путаницы в вопросе о разграничении производственных отношений и правоотношений, т.е. базисных и надстроечных явлений.

Юридический позитивизм Н.В. Крыленко носил ярко выраженный этатический характер. Само государство он истолковывал как определенным порядком организованные и принудительно поддерживаемые общественные отношения. Это положение открывало путь к огосударствлению, этатизации советского права в будущем.

К началу 30-х гг. этатическо-позитивистское направление получает официальную поддержку и укрепляет свои позиции. Это становится заметным уже на первом Всесоюзном съезде марксистов-государственников и правовиков (1931 г.). Широко известные и авторитетные концепции правопонимания П.И Стучки и Е.Б. Пашуканиса подвергаются на нем резкой критике, а их авторы вынуждены выступить с разоблачением своих заблуждений и ошибок.

Таким образом, уникальность советской юридической науки состояла уже в том, что ученые пытались соединить воедино марксистские постулаты с идеями разных правовых школ. И это становилось возможным благодаря, в том числе, тому, что в марксизме отсутствовала цельная правовая теория, а отдельные высказывания классиков о праве допускали произвольное их толкование и могли служить обоснованием как одной, так и другой концепции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: