Тема № 3. Административные реформы в России в контексте модернизационных процессов

Административная реформа как основная проблема теории и практики государственного управления. «Постсоветские реформы» и их направленность: переход от командно-административной системы управления к демократическому государству и рыночной экономике. Необходимость реформирования системы государственного управления в новых социально-экономических условиях.

Административная реформа как инструмент достижения эффективности государственного управления и совершенствования качества принимаемых решений. Исполнительная власть как субъект и объект административной реформы. «Государственная служба» и «государственный аппарат» в системе государственного управления. Структура административной реформы в России: реформа госслужбы, бюджетная реформа, реформа органов исполнительной власти. Трехуровневая схема анализа административной реформы: 1) административные процессы и программы; 2) государственный аппарат; 3) модели власти и господства.

Изменение технологий реализации функций государства в современном обществе. Научный подход в проведении административного реформирования. Пять основных этапов в проведении российской административной реформы. Промежуточные итоги административной реформы в России. Причины успехов и неудач административного реформирования в Российской Федерации.

Нормативное обеспечение административной реформы в России: поручение Президента РФ от 15.08.2001 г. «О разработке программы реформирования государственной службы»; Указ президента РФ от 19.11.2002 г. № 1336 о федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 гг.)»; Указ Президента РФ от 23.07.2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 гг.»; распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 г. № 1789-р «О концепции административной реформы в 2006-2010 гг.»; Указ Президента от 10.03.2009 г. № 261 о принятии Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.)».

Новые направления проведения административной реформы в 2009-2013 гг. Оценка перспектив реализации российской административной реформы на период до 2020 г.

Тема № 4. Зарубежный опыт модернизации системы государственного управления.

Великобритания. Основные цели и этапы реформирования системы государственного управления в Великобритании. Административные реформы неоконсерваторов (М. Тэтчер) и лейбористов (Т. Блэр). Программы «Финансово-управленческая инициатива» (1982 г.), «Совершенствование государственного правления – Следующие шаги» (1988 г.), «Третий путь» (1996 г.), «Модернизация государственного управления» (1998 г.), «Жюри граждан» (2008 г.) и др. Конституционная реформа. Модернизация системы государственного управления в условиях двухпартийной системы. Соотношение традиций и новаций.

Франция. Закон о деконцентрации государственного управления (1982 г.) как начало административных преобразований, направленных на усиление самостоятельности местного самоуправления. Программа «Обновление государственной гражданской службы» (1989 г.) и создание «центров ответственности» с функциями оперативного управления. Принятие «Хартии государственной службы» (1992 г.) и основные принципы государственного управления: 1) прозрачность и ответственность, 2) простота и доступность, 3) участие и адаптация, 4) достоверность и доверие. Партнерские отношения между обществом и государством. Позитивные и негативные результаты проведения административного реформирования во Франции. Смысл выражения «Франция – страна вечной административной реформы».

Германия. Сильные позиции социального государства и невозможность приватизации его функций. Принятие «Новой модели управления» (1993 г.) в целях повышения автономии германских муниципалитетов. Трансформация системы распределения ресурсов, формирования внутренних бюджетов и оказания социальных услуг – основные направления реализации «новой модели управления». Усовершенствование «новой модели управления» (1998 г.) и его результаты. Реформирование системы местного самоуправления с целью повышения автономии муниципалитетов и местных глав администраций как основное содержание административного реформирования в ФРГ.

США. Начало административных реформ в США. Закон «О государственной гражданской службе» (1978 г.). Внедрение бизнес-ориентированного подхода к государственному управлению (1980-1988 гг.). Принятие закона «О показателях и результатах деятельности государства» (1993 г.). Сокращение бюрократизма, ориентация на клиента, формирование антрепренерской административной культуры. Политика клиентизма: достоинства и недостатки. Краткий анализ программно-целевого метода стратегического планирования (Д. Кеннеди и Р. Макнамара). Появление федеральных, региональных и ведомственных программ. Анализ опыта американских административных реформ и возможностей его экстраполяции в российских условиях.

Китай. Административные реформы в условиях «социализма с китайской спецификой» под руководством Коммунистической партии Китая. Постановление ЦК КПК «О некоторых вопросах построения социалистической рыночной экономики» (1993 г.). Переход к косвенному контролю и макрорегулированию. Принятие Программы реформы госаппарата (1996 г.). Концепция «небольшое правительство в большом обществе» и её содержание. Четыре этапа административного реформирования в Китае и их специфика. Парадигма «мягкого административного мышления».

Модернизация системы государственного управления в Латинской Америке. Работы Ф. Фукуямы «Отставание» и Э. де Сото «Иной путь». Зависимость политических и экономических реформ от теневой экономики и бюрократии. Политическая нестабильность и коррупция как факторы ослабления эффективности модернизации политической и экономической систем.

Возможности использование зарубежного опыта административного реформирования в процессе модернизации системы государственного управления в современной России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: