Даже самое интересное по содержанию выступление может оставить слушателей равнодушными, более того, может вызвать утомление, раздражение и даже глухой (возможно, неосознанный) протест и впоследствии - противодействие, если интонационный строй речи уныл и однообразен, речь монотонна и утомительна. Чтобы избежать этого, целесообразно знать и разумно пользоваться интонационными средствами, делающими речь более выразительной, а следовательно, более запоминающейся, убедительной.
Естественное желание менеджера - чтобы после его выступления идеи, мысли, высказанные точки зрения разделялись теми, кто его слушал, - подчиненными, руководством, партнерами. Содержание речи, обоснованность идей ориентированы на "рассудочное" восприятие. Его можно подкрепить эмоциональным, для этого и существуют интонационные средства выразительной речи;
I. Логическое ударение, которое выражается в том, что нужное слово (или связка слов) произносится повышенным тоном или, наоборот, пониженным. Средством ударения может быть остановка речи до или после слова, требующего логического (смыслового) ударения
|
|
2. Еще одно интонационное по смыслу средство – логическая пауза. Речь состоит из слов, объединенных по смыслу в группы, которые отделяются логическими паузами одна от другой. Паузы далеко не всегда точно соответствуют знакам препинания. Логические паузы и логические ударения подчеркивают значимость высказанной мысли, заставляют слушателей обратить на нее внимание.
3. Средством интонационной выразительности является также в разной степени повышение или понижение голоса, т.е. изменение его высоты. (Именно таким образом обозначаются вустной речи знаки препинания.)
Яркая, выразительная, эмоционально окрашенная речь оказывает наилучшее воздействие на служащих, привлекая и заставляя их активно воспринимать содержание того, о чем говорится.
Существует ряд средств (кроме рассмотренных ранее интонационных), позволяющих придавать речи выразительность, экспрессивность. Перечислим их.
А. Тропы
Тропами называются такие речевые обороты, в которых слова, словесные конструкции употреблены в переносном смысле; этим достигается эстетический эффект выразительности речи.
К тропам относятся эпитеты, метафоры, гиперболы, метонимии, литоты, перифразы, сравнения, синекдохи, олицетворения, аллегории и др.
Эпитет - слово, подчеркивающее то или иное свойство, признак или характерную черту явления или процесса.
Например: "Яркая, впечатляющая речь депутата потрясла присутствующих". Слово "яркая" является в данном тексте эпитетом.
|
|
Метафорой называется слово или словесная конструкция, употребляемая в переносном значении и подчеркивающая сходство двух явлений или процессов.
Например: "В настоящее время наблюдается вымывание дешевых товаров из торгового ассортимента". Здесь "вымывание" - метафора. В предложении "Они купили подходящих размеров дом, выпотрошили его и построили по проекту Джона совершенно новый современный интерьер" слово "выпотрошили" - метафора.
Метафора может быть простой, т.е. в одной фразе, и развернутой, т.е. опирающейся на несколько ассоциаций.
Чаще всего употребляются метафоры, основывающиеся на ассоциациях по сходству, поскольку именно эти ассоциации являются несложными и легко возникающими в сознании как говорящего, так и его слушателей.
Например: "Сделав сильный скачок в сторону увеличения полей шляпы, мода как бы остановилась перед другими требованиями: высокие прически, высокие воротники..." (Журнал для хозяек. - Москва. - 1916. - № 22).
Гипербола- стилистическая фигура, образное выражение, имеющее своей целью преувеличение качества, свойства, особенности какого-либо предмета, процесса или явления. Гипербола позволяет выделить главное, подчеркнуть мысль, нужную докладчику, обратить на нее особое внимание слушателей.
Метонимия представляет собой наложение прямого смысла слова и его переносного значения, причем то и другое связаны между собой не сходством, а смежностью, соседством. Употребляется метонимия обычно для придания речи разговорно-бытового стиля, например: "Я три тарелки съел1." (И.А. Крылов, басня "Демьянова уха").
Литота - стилистическая фигура, смысл которой в преуменьшении какого-либо свойства или качества предмета, явления, процесса, например: "Денег ~ кот наплакал ".
Перифраза - словесная конструкция, описательный оборот речи, смысл которого в том, что подлинное название предмета, процесса, явления, человека, заменяется на его описание, определение, причем данные описание и определение должны исключать иное толкование, например: "Солнце русской поэзии" - имеется в виду А.С. Пушкин, и только он.
Сравнение - сопоставление двух процессов или явлений; как правило, то явление (процесс), с которым сравнивают, должно быть или более выразительным, или более знакомым слушателям, например:
"Тогда все жители, и малый, и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися
Как из улья пчелиный рой".
(И.А. Крылов, басня "Ворона и курица".)
Синекдоха - разновидность тропа, представляющая выявление целого через его часть или употребление одного числа вместо другого. Например: "Швед, русский - колет, рубит, режет" (А.С. Пушкин).
Олицетворение - изобразительный прием, с помощью которого неодушевленные предметы или абстрактные понятия наделяются свойством или признаками предметов одушевленных. Например:
"В прихожей, на полу,
В углу.
Пустой мешок валялся,
У самых низких слуг
Он на обтирку ног нередко помыкался;
Как вдруг
Мешок наш в честь попался,
И весь червонцами набит.
.,. Мешок завеличался,
Заумничал, зазнался,
Мешок заговорил и начал вздор нести.
О всем и рядит он и судит."
(И.А. Крылов, басня "Мешок".)
Аллегория - иносказание; чаще всего применяется при изображении абстрактного, отвлеченного понятия. С помощью аллегории облегчается восприятие этого отвлеченного понятия, поскольку оно передается с помощью реального, хорошо знакомого образа, например: "Капиталы приходят в движение". Это название статьи об операциях коммерческого банка.