На этом пути следует освободиться от множества метафизических спекуляций, порожденных данной концепцией.
Например, экофеминизм отождествляет сеть жизни с мифологемой матери-Земли. При этом вводится понятие «насилие над природой» для обоснования типично феминистского убеждения: деградация среды есть следствие мужского господства (см.: 21). Другие теоретики феминизма пытаются связать понятие сети жизни с идеологиями, возникшими в Индии, Китае и Японии. И утверждают, что данные идеологии позволяют сформировать надлежащее отношение к природе. При этом совершенно не обращается внимание на поразительное пренебрежение к природе в странах, в которых возникли данные идеологии. Существуют также попытки связать концепцию сети жизни с пантеизмом и панпсихизмом: «В результате возникают доктрины, согласно которым каждый фрагмент сети жизни обладает одной и той же Ценностью, в том числе материальная среда, в которой обитают живые существа. Тем самым эгалитаризму придается наиболее крайняя форма» (22, 101).
|
|
Этот список может быть продолжен без труда. Но важно подчеркнуть, что большинство партий «зеленых» не имеет ничего общего с тоталитаризмом. Обычно они связывают ин-
вайронментализм с демократией, в том числе с производственной. Выступают против строительства суперсовременных зданий в старых частях городов. Такие акции свидетельствуют, что далеко не все экологи признают доктрину равной ценности материальной среды. Характерно также, что увлечение восточными доктринами и стремление связать их с биоцентризмом присуще молодым женщинам (главным образом лесбиянкам) с антиинтеллектуальной ориентацией. И хотя санитарные исследования показывают, что женщины менее склонны к чистоте по сравнению с мужчинами, это не мешает экофеминисткам утверждать: «Только женщинам принадлежит исключительно заботливая ориентация в отношении природы» (23, 137).
Даже беглое перечисление показывает, что для экологического движения характерна разобщенность. Экологи обычно сотрудничают при проведении конкретных действий. Что| касается политического единства, то существуют громадные различия между идеей платоновского государства и концепцией демократии. То же самое можно сказать о христианстве, буддизме, индуизме и атеизме. Различные модификации экологического движения признают все перечисленные религиозные и светские идеологии.
И все же можно выделить общие цели экологического движения: редукция естественного прироста населения, сведение к минимуму всех форм загрязнения среды, экономное расходование природных ресурсов, охрана диких животных и их среды. Все экологи согласны с идеей кардинальных изменений не только искусственной социальной среды, но и комплекса убеждений, которые привели к нынешнему состоянию. С исторической точки зрения предшественниками экологов были перфекционисты, которые искали спасения в малых самодостаточных общинах (см.: 24).
|
|
Но процесс реализации данных целей порождает множество вопросов: какие средства должны использоваться для достижения желаемых изменений? какие убеждения и позиции надо пропагандировать? как изменять искусственную и социальную среду? Ни по одному из этих вопросов единства
мнений нет. Кроме того, обычно экологи отрицательно относятся к силе и авторитарному законодательству. Могут ли данные методы использоваться для реализации экологических целей? Города были и остаются искусственными скоплениями людей. Но как их расформировать без сокращения и того малого свободного пространства для жителей Земли?
По причине отсутствия единого ответа на данные вопросы экологи предпочитают действовать как группы давления или индивидуально. Попытки создания экологических партий моментально ведут их к заражению всеми мерзостями политики. А использование парламентских институтов способствует тому, что разные отряды экологического движения занимают место по разные стороны баррикады. Политическая интеграция экологизма пока остается делом будущего.