Понятийный аппарат научного исследования. Его сущность. Работа над понятийным аппаратом. Требования к формулированию отдельных компонентов понятийного аппарата

Определение психолого-педагогического исследования. Структура педагогического исследования. Цели каждого этапа исследования, характеристика материалов, получаемых на каждом этапе исследования.

Исследование - процесс научной деятельности, целью которого является получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, принципах и механизмах.

В нем идет речь о педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.

В психологических исследованиях ведется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивидуального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.

Исследования валеологического и медицинского характера направлены на поиски вариантов образования, сохраняющих и укрепляющих здоровье учащихся и воспитанников.

Структура: Педагогическое исследование имеет сложную структуру. Ее компонентами являются:

Проблема как сущность противоречий в педагогических явлениях или разрыв между теорией и практикой
О бласть — некоторая сравнительно однородная часть науки, например, области обучения, воспитания, педагогики семьи, профессиональной подготовки, непрерывного образования и др.
Аспект — фундаментальный, теоретический и прикладной, методический

На их основе формулируется тема исследования — конкретное диалектическое противоречие, которое уже осознано как противоречие, но еще не разрешено, например: индивидуализация и дифференциация обучения; технология целостного обучения в начальных классах и др

Этапы:

1. Общая характеристика основных понятий пред­мета исследования: объекта, предмета, цели и задач исследования. На этом этапе используются методы теоретического поиска, которые исследователь избирает с учетом особенностей исследования и своих возможностей.

2. Анализ типичного состояния практики ре­шения подобных задач в массовой школе. Исследователь выбирает возможный арсенал методов ана­лиза реального педагогического процесса (наблюдение, беседы).

3. Конкретизация ги­потезы исследования. На данном этапе должны применяться методы экспериментального поиска решений проблемы.

4. Проверка достоверности гипотез, и здесь уже необходимо ввести в действие количественные методы эксперимента и опытной про­верки.

5. Обобщение результатов исследования и формулирование рекомендаций по совершенствованию определенной стороны педагогического процесса. Чаще всего здесь придется избирать сочетание методов теоретического обобщения данных эксперимента и прогнозирования дальнейшего совершенствования процессов.

2.Организация психолого-педагогического исследования. Цели, задачи, сущность педагогического исследования. Особенности планирования каждого этапа исследования, подготовка материалов, обеспечивающих проведение каждого этапа исследования.

Организация исследования зависит от многих факторов, но больше всего — от его вида, т. е. от того, является ли оно:

1) Коллективное исследование связано с разработкой группой участников работы общей темы, когда каждый из исследователей выполняет какую-то часть общей работы.

2) Комплексное исследование - оно отличается многопредметностью и многоаспектностью, например, включает психологический, социально-педагогический, технологический, управленческий аспекты, причем результаты его интегрируются и выражаются в виде педагогических или организационно-педагогических выводов, моделей и рекомендаций.

3) Индивидуальное исследование проводится одним исследователем, и его организация представляет собой самоорганизацию деятельности.

Коллективно-комплексное исследование.

Этапы:

1)Ориентировочный - он предполагает объективный анализ и оценку образовательной ситуации в стране, регионе, городе, изучение соц. заказа общества и государства образованию, запросов населения, насыщенности и запросов рынка образовательных ус-

луг, поиск возможных социальных ниш для предложения образовательных услуг, оценку успехов, достижений и проблем, стоящих перед коллективом или органами управления. Этот этап осуществляет инициатор и потенциальный руководитель коллективного поиска с группой своих помощников-активистов.

2) Второй этап — диагностический - изучается уровень развития интересующих исследователей педагогических процессов и явлений, исторический и современный опыт решения аналогичных проблем. К исследованию на этом этапе привлекается более широкий круг специалистов, в основном используются уже известные (стандартные) методы и методики.

3) Третий этап — постановочный. Определяются исходные теоретические позиции, цели и задачи поиска, проектируется модель будущего, преобразованного состояния исследуемого процесса, учреждения, системы, их новое лицо. На этом этапе сочетаются индивидуальная творческая деятельность инициаторов поиска, ответственных за его отдельные направления, и коллективная мыследеятельность (дискуссии, защиты проектов, мозговой штурм, обсуждения). Составляются концепции и своего рода сценарный проект (программа, исследовательский проект) поиска. Главная задача этого этапа - оптимизация условий для творческого поиска.

4) Четвертый, преобразующий, основной по времени и объему работы этап исследования. Выполняется запланированная работа (эксперимент, создание и реалиизация авторских программ и проектов, введение усовершенствованных технологий, моделей управления и т. д.). Особое значение приобретают обучение кадров методике исследовательской рабо-

ты, осуществление научного и научно-методического сопровождения преобразований (поэтапный анализ, научные и научно-методические семинары, экспертиза завершенных фрагментов работы). Должны активно работать кафедры, секции, исследовательские проблемные лаборатории, творческие группы, интенсивно идти обмен опытом работы, совместный поиск лучших решений.

5) Пятый, заключительный этап включает итоговую диагностику, обобщение, интерпретацию и оценку результатов, представление итогового аналитического отчета о проделанной работе, публикации в педагогической печати, внедренческие документы (учебные планы, программы, рекомендации, положения и т.д.). Материалы готовят исполнители, руководители направлений, а обобщает и представляет руководитель исследовательской работы.

Сущность:

Исследование - это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, о содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности.

Педагогическое исследование -это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Основывается на фактах, допускающих их эмпирическую проверку, характеризуется целенаправленностью, систематичностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов, опирается на разработанную теорию, строится в рамках логико – конструктивных схем, элементы которых можно однозначно истолковать и использовать в научной и практической деятельности

Характеристика научной педагогической деятельности:

Субъектом является педагог-исследователь.

Объектами являются процесс воспитания, процесс обучения, педагогический факт, явление.

Целью является новое научное педагогическое знание.

Методами являются теоретические и эмпирические методы научного познания: теоретические методы позволяют подняться над реальностью до теоретического обобщения, а эмпирические (``эмпирический'' - значит ``воспринимаемый посредством органов чувств'') - получить факты.

Результаты оформляются в виде написанного и опубликованного научного отчета, доклада, статьи и т. д.

Цели исследования:

- Определение, выявление новых соотношений, взаимосвязей, данных, которые хотя и не могут рассматриваться как окончательные результаты, но позволяют ответить на ряд нерешённых вопросов

- Проверка и подтверждение определённых фактов или теоретических положений

Задачи исследования:

- К первому классу относятся те, что связаны с изучением теории вопроса. (Изучить, обобщить, проанализировать, раскрыть, обосновать, выявить, описать и т.п.)

- Второй класс задач связан с изучением состояния практики и проявлениям предмета исследования. (Охарактеризовать, описать опыт использования, определить роль и место использования; изучить, ознакомиться, вскрыть, установить, выделить, оценить, проследить и т.п.)

- Третий класс задач связан с созданием новых идей. (Смоделировать систему, определить содержание, усовершенствовать, классифицировать, систематизировать, обобщить, выявить, подготовить, создать и др.)

- Четвертый класс связан с экспериментом или апробацией новой идеи. (Экспериментально проверить, апробировать)

- Пятый класс задач – это разработка методических рекомендательных материалов. (Разработать, составить рекомендации по использованию новой идеи)

(!!!Это на всякий случай)

Принципы, связанные со спецификой психолого-педагогического исследования:

1) принцип сочетания сущего и должного (В. В. Краевский).

Этот принцип заключается в обязательном соотнесении плана должного

и плана сущего (существенного), объяснительных и прогностических элементов в каждом исследовании, что не исключает возможности исследований, в которых одна из сторон или функций выступает как ведущая.

2)Деятельностный подход- выражается в стремлении исследователей использовать положения теории деятельности в методике и интерпретации содержания своих работ. Исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, кот.обеспечивает решение определенных жизненно важных задач.

Психолого-педагогическое исследование вписано в реальный процесс обучения и воспитания. Такое психолого-педагогическое исследование должно удовлетворять требованию единства исследовательской и практической учебно-воспитательной работы. Это требует очень осторожного взвешенного подхода к нововведениям, чтобы минимизировать степень возможного риска, не навредить детям, воспитанникам.

3.Особенности теоретического этапа педагогического исследования. Его цели, планирование и организация работы на данном этапе исследования. Требования к результатам данного этапа исследования. Их взаимосвязь с другими этапами исследования.

Метод - «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Методология - наука об общих способах познания; система теорет-х знаний, кот.исполняют роль руководящих принципов, орудия научного исследования и конкр-х средств реализации научного анализа.

Метод исследования— это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете.

Цель – теоретическое изучение педагогического явления, определение его сущности, структуры, механизмов, вскрытие причинно-следственных связей и закономерностей, влияющих на его протекание.

Содержание исследовательской работы:

1.Изучение истории и теории проблемы

2.Определение степени ее разработанности

3.Выявление «белых пятен»

4.Обнаружение научного противоречия

5.Формулирование проблемы своего исследования

6.Определение научного аппарата собственного исследования

7.Определение структуры исследования

8.Выделение компонентов изучаемого явления

Он связан с констатирующем (дает почву для дальнейшего исследования) и формирующем эт.исследования.

4.Особенности констатирующего этапа педагогического исследования. Его цели, планирование и организация работы на данном этапе исследования. Требования к результатам данного этапа исследования. Их взаимосвязь с другими этапами исследования.

Цель - определение состояния изучаемого явления в практике дошкольного образования.

Содержание исследовательской работы на констатирующем этапе:

1.Разработка концепции констатирующего этапа исследования

2.Определение и обоснование методов исследования

3.Разработка и описание методик

4.Подготовка инструментария

5.Проведение констатирующего исследования

6.Сбор экспериментального материала, количественный и качественный и анализ результатов

7.Обобщение и интерпретация положительных и отрицательных результатов.

8.Выявление закономерностей

9.Установление причин недостатков и трудностей

5.Особенности формирующего этапа педагогического исследования. Его цели, планирование и организация работы на данном этапе исследования. Требования к результатам данного этапа исследования. Их взаимосвязь с другими этапами исследования.

Цель – совершенствование изучаемого явление, разработка и апробация выдвинутых подходов, идей, моделей.

Содержание исследовательской работы на формирующем этапе исследования:

1.Разработка концепции формирующего этапа исследования (теоретические и методологические аспекты)

2.Определение содержания (программы, модели) опытно-педагогической работы

3.Определение методов опытно-педагогической работы для реализации концепции формирующего этапа исследования

4.Подготовка методического сопровождения опытно-педагогической работы (конспекты, сценарии, игры, тренинги и др.)

5.Создание наглядного и дидактического материала для опытно-педагогической работы

6.Определение исследовательских методов на формирующем этапе и способов сбора экспериментального материала (протоколы, фото, видео и др.)

7.Проведение формирующего этапа исследования (опытно-педагогической работы и наблюдение за ее ходом)

8.Корректировка методического сопровождения опытно-педагогической работы

9.Сбор экспериментального материала

10.Количественный и качественный его анализ

11.Обобщение полученных результатов и их интерпретация

6.Особенности контрольного этапа педагогического исследования. Его цели, планирование и организация работы на данном этапе исследования. Требования к результатам данного этапа исследования. Их взаимосвязь с другими этапами исследования.

Цель - выявление эффективности (результативности) предложенной системы совершенствования педагогического явления, обнаружение положительной динамики функционирования изучаемого педагогического явления.

Содержание исследовательской работы на контрольном этапе исследования:

1.Продумывание хода контрольного исследования

2.Разработка методики контрольного исследования

3.Подготовка инструментария

4.Проведение контрольного исследования

5.Сбор экспериментальных материалов

6.Количественный, качественный и сравнительный анализ полученных экспериментальных данных

7.Заключение об эффективности проведенного исследования в целом

Понятийный аппарат научного исследования. Его сущность. Работа над понятийным аппаратом. Требования к формулированию отдельных компонентов понятийного аппарата.

Содержание введения:

1.Актуальность - Отражает необходимость и своевременность исследования проблемы; Характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями и наличными средствами их удовлетворения; 2.Противоречие - взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний. Между: теорией и фактами; методом и предметом научного исследования;

3.Проблема – сложный вопрос, требующий разрешения, исследования.

4.Цель – мысленный образ предполагаемого результата. Оно конкретизуется в задачах.

5.Объект – объективно-существующие связи, явления, кот.требуют изучения.

6.Предмет – сущ-т в рамках объекта, процесс развития, формирования, св-во объекта, св-ва и часть объекта.

7.Гипотеза – научное предположение, дает ответ на поставленную проблему(если).

8.Задачи – опред-ые шаги, кот.обуслав-т к решению каждой цели. 2 этапа – теорет-й и эксперим-й: теорет.характер (вяявление сущности); конст.этап и ее формулировки (выявить уровень сформир-ти, провдят диагностику); формир.этап и конст.этап – разработка и апробирование методики, доказатьэффективность разработанной методики, серии игр); разработка рекомендаций.

9.Методы.

10.База, в кот.выпол-ся это исследование.

Метод: изучение научной литературы. Сущность, особенности метода, его место в психолого-педагогическом исследовании. НОТ в работе с научной литературой. Требования к оформлению списка литературы.

Изучение научной литературы служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения белых пятен, неясностей в разработке вопроса. Представление о правильной организации работы с литературой предостерегает от пустой траты времени на непродуктивную или двойную работу, что характерно для начинающего исследователя.

Процесс работы с научной литературой имеет несколько составляющих: поиск литературы; ее изучение; обобщение полученных материалов; ссылки; цитирование; оформление списка литературы.

Первичное ознакомление с литературой дает представление о проблематике, основном содержании того или иного произведения. Для этого полезно ознакомиться с аннотацией,

введением, оглавлением, заключением, бегло просмотреть содержание книги. После этого определяют способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием, выборочное изучение, сопровождающееся выписками, общее ознакомление с аннотированием и т.д. Все необходимое следует выписать на карточках или отдельных листах бумаги с точными ссылками на источник после каждой записи или занести в компьютер. Тут же или на отдельных листах полезно зафиксировать свои мысли и замеча-

ния, возникающие в процессе изучения литературы.

Результаты изучения литературы по каждому вопросу полезно оформить в виде тематических обзоров, рецензий, рефератов, в которых, изложив существо отдельных положений, нужно четко выявить основные точки зрения, вскрыть совпадающее и разли-

чающееся в них, обозначить мало разработанные, неясные и дискуссионные положения.

При изучении материала важно четко поставить цель и в соответствии с ней выделить показатели для собирания данных, определить способы их оформления (таблицы, тематические выборки и т.д.).В ходе систематизации и анализа полученных данных выявляются особенности деятельности педагогов, учащихся образовательных учреждений, воспитанников социальных центров, испытываемые ими характерные затруднения и их причины, тенденции изменения характера и результатов деятельности и многое другое.

Основательная документальная база исследования — важное условие его объективности и глубины. Следует иметь в виду, что изучение литературы и других источников научного и методического характера является важной составляющей подготовительного этапа исследовательской работы, на котором в качестве отдельной задачи выступает необходимость выполнения литературного обзора, обоснование актуальности поставленного вопроса и соответственно проводимой исследовательской работы.

Поиск литературы: 1)монографии - содержится глубокий анализ различных точек зрения исследователей на изучаемую проблему, а также взгляды автора монографии на данную проблему и излагаются положения (концепции, материалы), полученные в исследовательской работе, используется научный стиль;

2) Авторефераты кандидатских и докторских диссертаций;

3) Диссертационные работы;

4) Тезисы или научные доклады, материалы научных и научно-практических конференций;

5) Профильные научные и научно-методические журналы;

6) Вестники государственных педагогических и гуманитарных университетов, Известия академических научных институтов;

7) Методические пособия для дошкольных образовательных учреждений;

8) Учебники и учебные пособия в качестве научных источников не используются, т.к. содержат в основном теоретический материал учебной дисциплины. В них рассматривается какое-либо педагогическое явление, чаще всего делаются ссылки на устоявшиеся научные представления, приводятся имена только известных ученых, внесших вклад в ту или иную педагогическую проблему. В учебных пособиях не рассматриваются исследования «текущего» научного процесса;

Требования к оформлению. При оформлении списка литературы необходимо ориентироваться на библиографический стандарт. Этот ГОСТ утвержден в качестве межгосударственного стандарта для стран - членов СНГ и в качестве национального для РФ. Дата его введения в действии - 1 июля 2004 г. Все публикации располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов. При совпадении первых букв фамилий происходит ориентировка на вторую букву, а при их совпадении – на третью и т.д. При полном совпадении фамилий расположение происходит, исходя из алфавитного порядка инициалов - Ананьев, Б.Г, Андреев, Р.С.

Публикации одного автора располагаются в хронологическом порядке - Выготский, Л.С.... 1934. Выготский, Л.С.... 1960. Книга коллективного автора, написанная под редакцией, располагается в том месте списка, который соответствует первой букве заглавия - Воспитание ребенка в игре / под ред....

Метод Наблюдение. Определение и особенности метода. Виды. Его место в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов.

Метод наблюдения – планомерное изучение педагог-го явления, в процессе кот-го исследователь может видеть явление в целом или его отдельные стороны, выявлять существ-ые, устойчивые связи. Задача – накопление фактов, фиксация их существ-х сторон. Оно проводится по заранее разработанному плану, в кот.указ-ся объект, цель, задачи, программа, методика и техника наблюдения. Заранее планируется последовательность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов.

Применение метода наблюдения завершается анализом и установлением взаимосвязи между фактами наблюдения и высказыванием предположений или утверждений, приближающих исследователя к пониманию оснований возникновения и протекания исследуемого явления или особенностей поведения изучаемого человека.

Наблюдение может проявляться и в косвенном восприятии явлений через их описание другими, непосредственно наблюдавшими их лицами. Такое наблюдение можно интерпретировать и как предварительное изучение исследователем имеющихся материалов.

Виды:

1) По признаку временной организации различают наблюдение непрерывное и дискретное.

2) По объему — широкое (например, ведутся наблюдения за группой в целом или за про-

цессом развития личности как таковым) и узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов (монографическое наблюдение за детьми в группе, за интересом к деятельности и др.).

3)По типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают наблюдения невключенные и включенные. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, и

участники, особенно на первых порах, ощущают неудобство, понимая, что за ними наблюдают. Это в определенной степени может сковывать и искажать естественный ход процесса. Выгоднее всего позиция включенного наблюдения — когда исследователь выступает участником деятельности коллектива, например, ведет экскурсию, творческую студию, проводит консультации, что делает его исследовательскую позицию скрытой. Такая же естественная ситуация легко создается и при проведении наблюдения во время уроков, сборов, походов, дискуссий и др.

4)одномоментные срезы (то, что делают дети в дан.момент) – серия срезов с неб-м интервалом.

5)структурированное – наблюдение, по заранее подготовительной схеме.

6)хронометрированное – наблюдение по опред.отрезкам времени.

Методика описания:

1)краткая харак-ка методики, ее название, вид.

2)цель и задачи

3)продолж-ть и периодичность

4)подбор контингента и выбор места

5)программа наблюдения

6)способы введения протокола

7)инструкция о процедуре наблюдения

8)способы обработки данных

9)критерии оценки результатов

10)интерпретация полученных результатов.

Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд существенных черт:

1. Целенаправленность наблюдения. Она заключается не только в преимущественной направленности наблюдений на выбранные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете определенной педагогической или психологической концепции, в ее

понятийно-терминологической системе.

2. Аналитический характер наблюдения. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются уже в ходе наблюдения.

3. Комплексность наблюдения. Эта черта вытекает из целостного характера социально-педагогического процесса и требует не выпускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.

4. Систематичность наблюдения. Необходимо не ограничиваться разовым снимком наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Эти черты одновременно являются требованиями, которым надо следовать при организации наблюдения.

Метод Эксперимент. Определение и особенности метода. Виды. Его место в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов.

Эксперимент – это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или

педагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления.

Выделение эксперимента как исследовательского метода было связано с разработанными еще в XIX в. способами и средствами выполнения психологических измерений в процессе исследования закономерностей ощущений и восприятия, скорости реакций, условий протекания психических процессов и т. д.

Виды:

1) Лабораторный - проводится в специальных помещениях, где имеется необходимое оборудование и регистрационные приборы. Его можно повторять многократно и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы выявить и сформулировать имеющиеся связи и закономерности. Психические процессы изучаются вне контекста некой целостной деятельности. Содержание отражает, некоторую часть реальной ситуации и может быть ее моделью.

2)Естественный - был разработан, применен и предложен А. Ф. Лазурским в 1910 г. Он проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, но в этих условиях деятельности создается или воссоздается то явление, которое следует изучать.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть:

1) констатирующими - эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

2) формирующими – онориентирован на изучение динамики развития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Его применение связано с нововведениями и инновациями в педагогическом процессе, также он способствует решению учебно-воспитательных задач и оказанию помощи учащимся.

Этапы по В.Давыдову.

1)философско-социологическое определение проектируемых качеств сознания и личности учащихся;

2)педагогическое определение целей учебно-воспитательного процесса, связанных с формированием этих качеств;

3)логико-психологическое определение строения совместной деятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведет к формированию этих качеств;

4)методические поиски средств реализации этой деятельности;

5)психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;

6)физиолого-медицинская проверка допустимости использования указанных средств с точки зрения их влияния на здоровье учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: