Оценка нервно-психической (эмоциональной) напряженности

Устойчивое поведение человека в условиях воздействия экстремальных факторов среды или повышенной личностной тревожности (как индивидуальной особенности) является одним из важных факторов профессиональной пригодности, обеспечения эффективности и надежности деятельности. Оценка нервно-психической (эмоциональной) устойчивости как личностного свойства и как психического состояния может проводиться с помощью ряда методических приемов.

«Незаконченные предложения». Психологический тест на завершение предложений относится к группе проективных методов изучения личности и предназначен для определения признаков нервно-психической неустойчивости, особенностей системы эмоциональных отношений человека к самому себе, окружающим людям, отдельным жизненным событиям. Тест состоит из 60 фраз, которые необходимо закончить произвольным образом. При анализе результатов выполнения методики с помощью специального «ключа» выделяются окончания предложений, свидетельствующие о конфликтности, эксплозивности, агрессивности, чрезмерной чувствительности, позерстве, эгоцентричности, примитивности или незрелости суждений, навязчивости, алогичности, резонерстве, чрезмерной обстоятельности и проявляющиеся в сфере служебных межличностных и внутренних (личных) отношений и переживаний. Как правило, окончания предложений, имеющих диагностическое значение, повторяются в различных модификациях и дополняют друг друга, образуя диагностические синдромы [225].

«Прогноз». Методика предназначена для ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, предболезненного проявления личностных нарушений в поведении и деятельности. Анкета содержит 84 вопроса, ответы на которые («да» или «нет») обрабатываются с помощью специального «ключа». Результаты тестирования, выраженные в баллах, оцениваются по шкале искренности и шкале нервно-психической устойчивости/неустойчивости [Там же].

«Ситуативная и личностная тревожность» (опросник Спилбергера – Ханина). Свойство тревожности существенно определяет поведение человека. У каждого человека имеется свой уровень тревожности, самооценка которого необходима для контроля и регуляции своей активности и рабочей деятельности. Личностная тревожность является устойчивой индивидуальной характеристикой, отражающей предрасположенность человека к тревоге и определяющей повышенную нервно-психическую реакцию (напряженность) на широкий круг ситуаций, оцениваемых как угрожающие. Ситуативная тревожность представляет собой эмоциональную реакцию на стрессовую ситуацию, которая проявляется в форме напряженности, беспокойства, нервозности и т. п.

Опросник включает 40 вопросов-суждений, из которых 20 предназначены для оценки уровня ситуативной (реактивной) тревожности (СТ) и 20 – для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ). Обследуемый должен по 4-балльной шкале оценить по каждому предложению (суждению), как себя чувствует на данный момент (СТ) или обычно (ЛТ). Определение показателей ситуативной и личностной тревожности производится с помощью «ключа» [10, 170, 218}.

Тесты достижений (диагностика уровня достижений)

Тесты достижений создавались для измерения эффективности программ и процесса обучения, установления степени «продви-нутости» профессиональных способностей [18, 223J. Они применяются, во-первых, для измерения эффективности обучения или тренировки, во-вторых, для отбора персонала на наиболее ответственные рабочие посты, где требуются хорошие профессиональные знания и опыт, в-третьих, для определения квалификации служащих (специалистов) при решении вопросов о перемещении и роста кадров. Отличительная особенность этих тестов – их высокая специфичность; они разрабатываются для учета конкретных знаний, навыков, умений в конкретных профессиях (или по конкретным учебным курсам, дисциплинам), и поэтому область применения каждого теста ограничена.

Тесты достижений принято противопоставлять тестам способностей, состоящим из тестов общего интеллекта, комплексных батарей способностей и тестов специальных способностей. А. Анастази отмечал, что если тесты достижений измеряют влияние относительно стандартизированного курса обучения, программы трудовой деятельности или частично известных и контролируемых условий, то выполнение тестов способностей отражает совокупное влияние разнообразного опыта повседневной жизни, измеряет эффективность обучения и трудовой деятельности в относительно неконтролируемых и неизвестных условиях [18].

Различие этих двух видов тестов заключается также и в том, что если тесты способностей служат для предсказания последующего выполнения той или иной деятельности и применяются для оценки целесообразности обучения или трудовой деятельности конкретной профессии, то тесты достижений обычно дают конечную оценку результативности, успешности выполнения задач обучения и деятельности на момент обследования, хотя в некоторых случаях они могут быть прогностическими показателями будущих успехов.

Тесты достижений, применяемые в практических целях, обычно создаются в трех разных формах: тесты исполнения (действия), письменные и устные тесты. В тестах исполнения (действия) требуется выполнить ряд заданий, наиболее важных для той или иной продолжительной деятельности и взятых из нее. Нормы теста предназначены для специалистов определенных уровней квалификации. Широкое применение имеют тесты действий для конторских профессий (например, Блэкстон-ский тест оценки квалификации стенографисток, тест Пурдье, тест изучения навыков печатания на машинке Терстона и др.).

Письменные тесты достижений используются в профессиях, где особенно важны специальные знания, информированность. Обычно такие тесты – это набор вопросов, представляемых на бланках, ответы на каждый из которых надо либо изложить в свободной форме, либо выбрать один из нескольких предложенных. Подобные тесты часто используются и в компьютерном варианте, например, при сдаче экзаменов по правилам дорожного движения.

Устные тесты профессиональных достижений содержат серию вопросов, касающихся специальных профессиональных знаний и предъявляемых в ходе интервью.

Процедура создания валидных тестов достижений основана на глубоком изучении конкретной профессиональной деятельности, консультациях с экспертами (специалистами высокой квалификации) и определении перечня вопросов (в пределах 20–30) по наиболее характерным, достаточно сложным особенностям деятельности. Эти вопросы проверяются, корректируются, а также устанавливается их валидность на основании сопоставления характера ответов на них и определения степени их различий у представителей группы специалистов высокой квалификации по данной профессии и новичков.

Тесты достижений широко распространены за рубежом и не получили должного распространения в нашей стране. Их использование желательно для оценки эффективности профессионального обучения, различных программ подготовки, уровня знаний у начинающих профессионалов и т. д. Объективность, простота применения, краткость процедуры определяют их пригодность для аттестации работников, оценки квалификации, профотбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: