Общая характеристика способностей

Понятие о способностях. Какие психические свойства личности следует называть способностями? Обычно о человеке, который хорошо и быстро выполняет какую-либо работу, говорят, что он способен к этому делу. Плохую успеваемость школьника иногда объясняют отсутствием у него способностей к учебе. Разумеется, успех в труде или учебе зависит не только от способностей, но и от целого ряда объективных условий (трудности задачи, отсутствие желания человека и т. п.).

Суждение о способностях имеет сравнительный характер, т. е. всегда основывается на сопоставлении продуктивности деятельности, умений одного человека с умениями других. Критерием способностей является уровень (результат) деятельности, которого одним людям удается достигнуть, другим — нет.

Для успеха в любой, работе необходимо множество самых различных качеств психических процессов. При решении математических задач, например, нужно иметь склонность к отвлеченному мышлению, сосредоточенности внимания, умение быстро и точно применять oпределенные математические правила. В обычной жизни каждое такое качество отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и т. п.) называют способностями.

Научное понимание способностей (в отличие от житейского) заключается в том, что под ними подразумевают не отдельные качества, а всю систему (совокупность) качеств ряда психических процессов. Отдельные качества, входящие в способности, взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, исследования показали, что структуру способностей в спортивных играх образуют следующие качества:

быстрый прием и переработка информации;

интенсивное, устойчивое и распределенное внимание;

быстрые и точные дифференцировочные реакции;

высокая антиципация (предвосхищение событий), сенсомоторная координация, быстрая оценка ситуации и выбор оперативного решения, прогнозирование наиболее вероятных изменений ситуаций (А. В. Родионов, 1973).

В каждой такой системе качеств, определяющих способности к какой-либо деятельности, есть ведущие, стержневые, основные качества и есть второстепенные, играющие служебную, подчиненную роль, производные от первых.

Итак, способности —это индивидуально-психологические особенности (или свойства) личности, которые являются необходимым условием для достижения успеха в данной деятельности.

Виды способностей. В психологии различают общие и специальные способности.

Для достижения успеха в любом труде, любой профессии к человеку предъявляются определенные общие требования. Так, любая творческая работа (профессия) требует логичности и последовательности мышления, сосредоточенности внимания, настойчивости, умения глубоко заинтересоваться своим делом (т. е. определенных качеств ума, воли, чувств и т. п.). Способности, необходимые для достижения успеха в любой деятельности и обусловленные общими требованиями деятельности, называют общими.

Различные виды труда и профессии требуют от человека различных способностей. Например, педагогу (тренеру) помимо общих способностей особенно необходимы организаторские качества, требовательное, но вместе с тем внимательное и чуткое отношение к своим воспитанникам, способность разбираться в людях и т. п. Такие способности, необходимые для достижения успеха в данной специальности, называют специальными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: