Ранговые интеркорреляции

(Б. А. Вяткин, 1974)

№ п/п                    
    0,20 0,31 -0,20 0,25 -0,30 0,01 0,39* 0,10 0,08
      0,18 0,05 0,02 0,05 0,45* 0,29 0,08 -0,06
        -0,06 0,26 -0,19 0,09 0,47* 0,21 -0,45*
          0,37* 0,38* -0,09 0,05 0,17 -0,28
            -0,30 -0,12 0,42* 0,23 -0,12
              0,23 0,01 0,21 0,41*
                0,03 -0,33 -0,22
                  0,59* -0,28
                    0,38*
                     

* — значимые коэффициенты корреляций.

Обращает на себя внимание наличие положительной и достоверной корреляции между показателями тревожности (1), импульсивности (3) и результатом спортсменок в условиях тренировки (8). Видимо, определенные стороны деятельности спортсменок, обусловленные этими свойствами, положительно влияют на продуктивность деятельности в данных условиях. Особый интерес представляет значимая положительная корреляция между показателями силы мотивации (4) и уровня стресса по данным тремора (6) и самоотчета (5), поскольку подтверждается факт повышения нервно-психического напряжения под влиянием усиления активности мотивации.

В результате факторного анализа было выделено 2 значимых фактора (табл. 13).

Таблица 13

Итоговые данные факторного анализа (Б. А. Вяткин, 1974)

Переменные Факторы
  ІІ
  0,396 0,154
  0,581 0,663
  0,411 —0,693
  —0,458 0,665
  0,324 0,102
  0,269 —0,168
  0,340 0,624
  0,160 0,281
  0,655 0,143
  0,301 —0,559

Как видно из таблицы, в первый фактор вошли показатели свойств темперамента, силы мотивации (с отрицательным знаком) и результаты спортсменок в соревновании. Очевидно, что только при малой активности мотивации и, следовательно, при низком уровне стресса лица тревожные, эмоционально возбудимые и импульсивные показывают достаточно высокие результаты в соревнованиях. Во второй фактор вошли показатели эмоциональной возбудимости, неимпульсивности, активности мотивации, стресса и ухудшения результатов спортсменок в соревнованиях по сравнению с тренировкой. Это значит, что высокая эмоциональная возбудимость и импульсивность при высоком уровне стресса отрицательно влияют на уровень достижений спортсменок, ухудшая их тренировочные результаты.

Прямое сравнение результатов спортсменок, выступавших в первенстве РСФСР по художественной гимнастике (Пермь, 1974 г.), с результатами, показанными ими в условиях тренировки, показывает, что ухудшение или улучшение тренировочных результатов в соревнованиях при одном и том же уровне стресса обусловлено индивидуальными различиями в свойствах темперамента (табл. 14).

Таблица 14


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: