Методологические идеи в работах Эразма Роттердамского

Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus), или Дезидерий Эразм (Desiderius Erasmus), (настоящее имя Герард Герардсон) (1469—1536) — ни­дерландский гуманист. В 1509 выходит его сатири­ческое произведение "Похвала глупости", высмеиваю­щая монашество и настаивающая на важности внутрен­ней духовности. Другим классическим произведением становится "Оружие христианского воина" (1503; 23 переиздания в период 1515—1521), в котором Эразм Роттердамский утверждает, что ус­пех в нравственном уподоблении Христу заключается в возвращении к Новому Завету и Отцам церкви; чтение Священного Писания изменяет человека, давая ему новые мотивы для любви к Богу и ближнему. В Базеле в 1516 в типографии Фробена выходит первый печатный гречес­кий текст Нового Завета, подготовленный Эразмом на основа­нии четырех манускриптов. Таким образом он предо­ставил возможность всем интересующимся сверить "Вульгату" (прежнюю версию данного текста) Иеронима с греческим оригиналом. В 1524 вышло произведение Э.Роттердамского "Диатриба, или рас­суждения о свободной воле". Он счи­тал, что основополагающим в христианстве является стремление человека к Богу в надежде на его безграничную милость. Это подразумевает способность человека стремиться, а, значит, свободу его воли. В его концепции проявилась оптимистическая вера в неколебимость че­ловеческой природы, созданной по образу Бога.

"Похвала глупости"(либо "Похвальное сло­во Глупости"; "Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus") — одно из центральных произведений Эразма Роттердам­ского. Была написана в 1509, а издана в 1511.

Появление этого произведения обязано своим существованием длительному путешествию Эразма по Европе. Идея на­писания подобного произведения созрела у него по до­роге в Англию, а по прибытии, Эразм практически за несколько дней вопло­тил свой замысел в жизнь. Сатира написана в жанре иронического панегирика, что было обусловлено соче­танием двух тенденций, характерных для эпохи Возрож­дения: обращение к античным авторам (поэтому панеги­рик) и дух критики общественного уклада жизни (по­этому иронический). Необходимо отметить, что Эразм воспользовался достаточно широко распространенным в эпоху позднего Средневековья образом глупости. Он не просто описал глупость как человеческое ка­чество, а персонифицировал это свойство человеческой природы, вложив в него отличный от привычного смысл.

В первой части на фоне описания современно­го Эразму "мудреца", средневекового схоласта, который представляется волосатым с дремучей бородой прежде­временно обветшавшим стариком, строго судящим всех и вся, Глупость выглядит весьма привлекательно. Этот "книжный червяк", ригорист и аскет, противник всего живого и живущего выступает антиподом Глупости, и в реальности оказывается, что настоящая глупость скорее он сам. По мысли Эразма, "природа посмеивается свы­сока над всеми их (схоластов) догадками, и нет в их науке ничего достоверного. Тому лучшее доказатель­ство — их нескончаемые споры друг с другом. Ничего в действительности не зная, они воображают будто позна­ли все и вся, а между тем даже самих себя не в силах по­знать и часто по близорукости или по рассеянности не замечают ям и камней у себя под ногами. Это, однако, не мешает им объявлять, что они, мол, созерцают идеи, универсалии, формы, отделенные от вещей, первичную материк), сущности, особливости и тому подобные предметы, до такой степени тонкие, что сам Линкей, как я полагаю, не смог бы их заметить".

Во второй части Эразм пе­реходит к более конкретным вопросам: "различным ви­дам и формам" глупости. В этой части Глупость, услов­ная Глупость, начинает возмущаться настоящей глупос­тью. Здесь автор незаметно переходит от панегирика жизни к сатире на невежество и закостенелость общест­ва. Эразм прибегает к бытовым зарисовкам. Он касается жизни всех социальных слоев, не оставляя без своего внимания ни простых, ни знатных, ни образованных, ни людей неученых. Особое внимание Эразм уделяет фило­софам и богословам, монахам, священникам и кардина­лам.

Остро высмеяв пороки, Эразм переходит к за­ключительной части своего "панегирика" и делает в ней достаточно смелый вывод. Глупость, доказав свою власть над всем человечеством, отождествляет себя с са­мим истинным христианством, не с церковью. Согласно Глупости, "награда, обещанная праведникам, есть не что иное, как своего рода помешательство". Как пишет Эразм, "засим, среди глупцов всякого рода наи­более безумными кажутся те, кого воодушевляет хрис­тианское благочестие. Они расточают свое имение, не обращают внимания на обиды, позволяют себя обманы­вать, не знают различия между друзьями и врагами.... Что же это такое, если не помешательство? И кульмина­цией кульминации "глупости" является небесное счас­тье, которое хотя и принадлежит другой, небесной жиз­ни, но которое уже здесь на земле можно вкусить, по крайней мере, на краткий миг и лишь немногим. И вот, очнувшись, они говорят, что сами не знали, где были. Одно они знают твердо: беспамятствуя и безумствуя, они были счастливы. Поэтому они скорбят о том, что снова образумились, и ничего другого не желают, как вечно страдать подобного рода сумасшествием". Глу­пость, беспамятство, безумство (как антипод схоласти­ческому рационализму) — это истинное блаженство, на­стоящий смысл жизни.

В этом произведении, как ни в каком ином произведении Эразма Роттердамского, выразились его гуманистические взгляды. Резкая критика современных ему общественных порядка и доминирующих мировоз­зренческих установок и предлагаемый им выход из сло­жившейся ситуации — переосмысление жизненных ценностей и приоритетов на индивидуальном уровне без отказа от религии — являются типичными для гума­низма.

Сводная итоговая таблица по методологии эпохи Возрождения

Автор Мирово-зрение Предмет Метод познания Выводы
Никола Кузанский 1401-1464 Пантеис-тическая онтология Человек, его разум и его душа, природный мир, Все-ленная, Бог, и их связи, взаимосоот-ношения Структурно-математический, конъектурально-эксперимен-тальный Идея о совпадении про-тивоположностей; идея взаимосвязи природных явлений; учение о бесконечности Вселенной; учение о человеке как микрокосме; учение о Боге –«неином», который в каждой частице материального, природного мира.
Джордано Бруно 1548-1600 Натура-листи-ческий пантеизм Человек, Бог, природ-ный мир, Вселенная их соотно-шения Эмпирический, интуитивно-обобщающий Абсолютнейшая дей-ствиительность, тожде-ственная с абсо­лютной возможностью может быть схвачена интеллек­том лишь путем отрицания; Вселенная –бесконечна – это и есть Бог, он – во всем и повсюду; Отождествлял Бога с природой.
Мишель Монтень 1533-1592 Гносео-логичес-кий скепти-цизм Человек и его воз-можности, Бог, их соот-ношения. Эмпирический, принцип сом-нения «Правильно выработаный разум" это – воспи-тываемый на исторической эрудиции, склоннос­ти к парадоксам и двусмыс-ленностям; Природа человека двойст-венна, его стремления к своему идеалу сдержива-ется его физическими воз-можностями. Способности людского познания ограни-чены – лишь один Бог всеве-дущ. Осознание этого, жизнь в умеренности – поз-волит человеку быть счаст-ливым. Самосовершенствование через самопознание; Самопознание через сомнения; Все люди равны по своей природе.
Эразм Роттер-дамский 1469-1536 Гуманизм Человек и его стрем-ление к Богу, соот-ношение человечес-кого и Боже-ственного Эмпирический, Интуитивно-обобщающий Основополагающим в христианстве является стремление человека к Богу в надежде на его безграничную милость. Это подразумевает способность человека стремиться, а, значит, свободу его воли.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Составить текст-комментарий к таблицам 1 и 2.

Текст-комментарий к таблице №1.

В исследовании изучался уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Исследование направлено на определение уровня развития связной речи для данной группы детей.

Уровень развития связной речи определялся у группы детей из 15 человек, представленной возрастом от 4 лет 3 м. до 5 лет 2 м. Из них 9 мальчиков и 6 девочек.

Детям предлагалось выполнить пять заданий, которые оценивались по 3 балльной системе и затем, эти баллы суммировались.

Выяснилось, что в данной группе детей из 15 человек 8 - имеют I уровень (12-15 баллов), т.е. 8/15 – это большая часть всей группы и 7 человек имеют II уровень развития связной речи (8-10 баллов) - это 7/15 – меньшая часть всей группы.

Девочки составляют 6/15 группы, мальчики 9/15 группы. I уровень развития речи имеют 4 девочки - это ½ всех детей, имеющих I уровень развития речи, а также 4 мальчика – это ½, имеющих I уровень развития речи. Можно отметить, что сравнивая соотношение числа девочек в группе к числу девочек из детей имеющих первый уровень развития связной речи – уровень развития связной речи выше у девочек.

Наибольшая доля детей – 8/15 получила 3 балла за выполнение заданий №4 и №5, наименьшая доля детей группы – 5/15(1/3) получила 3 балла за выполнение задания №2, т.е. работа над развитием компонента связной речи, исследуемого в задании №2 требует особого внимания.

Максимальное количество – 15 баллов набрала 1/3 группы.

Наименьшее количество баллов 8 и 9 набрали 2/15 группы обследуемых детей.

Таким образом, высокий уровень развития связной речи у детей среднего возраста преобладает над средним уровнем, т.е. в целом уровень развития связной речи в данной группе детей выше среднего. Причем он более развит у девочек.

Хотя в данной группе детей первый уровень развития связной речи преобладает, доля второго уровня достаточно велика и можно говорить о том, что для среднего дошкольного возраста характерны различные уровни развития связной речи.

Текст-комментарий к таблице №2.

В исследовании изучались показатели уровня вербальной креативности и уровня сюжетно-ролевой игры, а также зависимость уровня сюжетно-ролевой игры от уровня вербальной креативности.

Показатели вербальной креативности распределили на три уровня: высокий, средний и низкий. Уровень развития сюжетно-ролевой игры также рассматривался в трех позициях: высокий, средний, низкий.

Количество, возраст и пол исследуемых не указан.

В процессе исследования выявили долевое распределение высокого, среднего и низкого уровня сюжетно-ролевой игры для трех уровней вербальной креативности, данные представлены в таблице №2.

Выяснили следующее, при высоком уровне вербальной креативности наибольшую долю имеет средний уровень с-р игры и наименьшую - низкий уровень с-р игры.

При среднем уровне вербальной креативности наибольшую долю имеют средний и низкий уровень с-р игры, а наименьшую - высокий уровень с-р игры.

При низком уровне вербальной креативности наибольшую долю имеет средний уровень сюжетно-ролевой игры, а наименьшую - низкий уровень с-р игры.

Таким образом, исходя их результатов исследования, можно сделать вывод о том, что уровень сюжетно-ролевой игры зависит от уровня вербальной креативности, и только высокий уровень вербальной креативности обеспечивает максимальное вовлечение всех детей в сюжетно-ролевую игру высокого уровня.

Задание 2. Составить текст-комментарий к иллюстрациям (сравнивая результаты двух этапов психолого-педагогического эксперимента).

Как видно из таблицы, в эксперименте изучался уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Исследование направленно на выявление количественного изменения уровня развития речи детей среднего возраста в результате применения предложенной методики.

Характеристика экспериментальной группы: дети пятого года жизни, пол и количество исследуемых не указано.

В констатирующем эксперименте доля I I уровня развития связной речи детей является наибольшей и составляет почти 2/3 всех детей, наименьшую долю имеет I I I уровень развития - это 1/15 детей всех детей и среднее место занимает доля I I уровня – около 1/3 детей.

В контрольном эксперименте детей с низшим I I I уровнем развития нет, доля I высшего уровня увеличилась на 2/15 и доля среднего I I уровня развития связной речи увеличилась на 1/15.

Таким образом, сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента очевидно, что в результате формирующего эксперимента по предложенной методике развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста общий уровень развития связной речи увеличился, так как количественный показатель высокого уровня развития увеличился, а также исчезла доля детей с низким уровнем развития связной речи.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1978.

3. Лосев А.Ф. Эстетика \возрождения. М., 1978.

4. Соколов В.В. Европейская философия 15-16 вв. М., 1984.

5. Загвязинский В.И. Методология психолого-педагогического исследования. М., 1989.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949

2. Кузанский Н. Соч.: В 2 т. М., 1979.

3. Монтень М. Опыты: В 3 кн. М., 1979-1980.

4. Роттердамский Э. Филосовские произведения. М., 1987.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: