Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus), или Дезидерий Эразм (Desiderius Erasmus), (настоящее имя Герард Герардсон) (1469—1536) — нидерландский гуманист. В 1509 выходит его сатирическое произведение "Похвала глупости", высмеивающая монашество и настаивающая на важности внутренней духовности. Другим классическим произведением становится "Оружие христианского воина" (1503; 23 переиздания в период 1515—1521), в котором Эразм Роттердамский утверждает, что успех в нравственном уподоблении Христу заключается в возвращении к Новому Завету и Отцам церкви; чтение Священного Писания изменяет человека, давая ему новые мотивы для любви к Богу и ближнему. В Базеле в 1516 в типографии Фробена выходит первый печатный греческий текст Нового Завета, подготовленный Эразмом на основании четырех манускриптов. Таким образом он предоставил возможность всем интересующимся сверить "Вульгату" (прежнюю версию данного текста) Иеронима с греческим оригиналом. В 1524 вышло произведение Э.Роттердамского "Диатриба, или рассуждения о свободной воле". Он считал, что основополагающим в христианстве является стремление человека к Богу в надежде на его безграничную милость. Это подразумевает способность человека стремиться, а, значит, свободу его воли. В его концепции проявилась оптимистическая вера в неколебимость человеческой природы, созданной по образу Бога.
"Похвала глупости"(либо "Похвальное слово Глупости"; "Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus") — одно из центральных произведений Эразма Роттердамского. Была написана в 1509, а издана в 1511.
Появление этого произведения обязано своим существованием длительному путешествию Эразма по Европе. Идея написания подобного произведения созрела у него по дороге в Англию, а по прибытии, Эразм практически за несколько дней воплотил свой замысел в жизнь. Сатира написана в жанре иронического панегирика, что было обусловлено сочетанием двух тенденций, характерных для эпохи Возрождения: обращение к античным авторам (поэтому панегирик) и дух критики общественного уклада жизни (поэтому иронический). Необходимо отметить, что Эразм воспользовался достаточно широко распространенным в эпоху позднего Средневековья образом глупости. Он не просто описал глупость как человеческое качество, а персонифицировал это свойство человеческой природы, вложив в него отличный от привычного смысл.
В первой части на фоне описания современного Эразму "мудреца", средневекового схоласта, который представляется волосатым с дремучей бородой преждевременно обветшавшим стариком, строго судящим всех и вся, Глупость выглядит весьма привлекательно. Этот "книжный червяк", ригорист и аскет, противник всего живого и живущего выступает антиподом Глупости, и в реальности оказывается, что настоящая глупость скорее он сам. По мысли Эразма, "природа посмеивается свысока над всеми их (схоластов) догадками, и нет в их науке ничего достоверного. Тому лучшее доказательство — их нескончаемые споры друг с другом. Ничего в действительности не зная, они воображают будто познали все и вся, а между тем даже самих себя не в силах познать и часто по близорукости или по рассеянности не замечают ям и камней у себя под ногами. Это, однако, не мешает им объявлять, что они, мол, созерцают идеи, универсалии, формы, отделенные от вещей, первичную материк), сущности, особливости и тому подобные предметы, до такой степени тонкие, что сам Линкей, как я полагаю, не смог бы их заметить".
Во второй части Эразм переходит к более конкретным вопросам: "различным видам и формам" глупости. В этой части Глупость, условная Глупость, начинает возмущаться настоящей глупостью. Здесь автор незаметно переходит от панегирика жизни к сатире на невежество и закостенелость общества. Эразм прибегает к бытовым зарисовкам. Он касается жизни всех социальных слоев, не оставляя без своего внимания ни простых, ни знатных, ни образованных, ни людей неученых. Особое внимание Эразм уделяет философам и богословам, монахам, священникам и кардиналам.
Остро высмеяв пороки, Эразм переходит к заключительной части своего "панегирика" и делает в ней достаточно смелый вывод. Глупость, доказав свою власть над всем человечеством, отождествляет себя с самим истинным христианством, не с церковью. Согласно Глупости, "награда, обещанная праведникам, есть не что иное, как своего рода помешательство". Как пишет Эразм, "засим, среди глупцов всякого рода наиболее безумными кажутся те, кого воодушевляет христианское благочестие. Они расточают свое имение, не обращают внимания на обиды, позволяют себя обманывать, не знают различия между друзьями и врагами.... Что же это такое, если не помешательство? И кульминацией кульминации "глупости" является небесное счастье, которое хотя и принадлежит другой, небесной жизни, но которое уже здесь на земле можно вкусить, по крайней мере, на краткий миг и лишь немногим. И вот, очнувшись, они говорят, что сами не знали, где были. Одно они знают твердо: беспамятствуя и безумствуя, они были счастливы. Поэтому они скорбят о том, что снова образумились, и ничего другого не желают, как вечно страдать подобного рода сумасшествием". Глупость, беспамятство, безумство (как антипод схоластическому рационализму) — это истинное блаженство, настоящий смысл жизни.
В этом произведении, как ни в каком ином произведении Эразма Роттердамского, выразились его гуманистические взгляды. Резкая критика современных ему общественных порядка и доминирующих мировоззренческих установок и предлагаемый им выход из сложившейся ситуации — переосмысление жизненных ценностей и приоритетов на индивидуальном уровне без отказа от религии — являются типичными для гуманизма.
Сводная итоговая таблица по методологии эпохи Возрождения
Автор | Мирово-зрение | Предмет | Метод познания | Выводы |
Никола Кузанский 1401-1464 | Пантеис-тическая онтология | Человек, его разум и его душа, природный мир, Все-ленная, Бог, и их связи, взаимосоот-ношения | Структурно-математический, конъектурально-эксперимен-тальный | Идея о совпадении про-тивоположностей; идея взаимосвязи природных явлений; учение о бесконечности Вселенной; учение о человеке как микрокосме; учение о Боге –«неином», который в каждой частице материального, природного мира. |
Джордано Бруно 1548-1600 | Натура-листи-ческий пантеизм | Человек, Бог, природ-ный мир, Вселенная их соотно-шения | Эмпирический, интуитивно-обобщающий | Абсолютнейшая дей-ствиительность, тожде-ственная с абсолютной возможностью может быть схвачена интеллектом лишь путем отрицания; Вселенная –бесконечна – это и есть Бог, он – во всем и повсюду; Отождествлял Бога с природой. |
Мишель Монтень 1533-1592 | Гносео-логичес-кий скепти-цизм | Человек и его воз-можности, Бог, их соот-ношения. | Эмпирический, принцип сом-нения | «Правильно выработаный разум" это – воспи-тываемый на исторической эрудиции, склонности к парадоксам и двусмыс-ленностям; Природа человека двойст-венна, его стремления к своему идеалу сдержива-ется его физическими воз-можностями. Способности людского познания ограни-чены – лишь один Бог всеве-дущ. Осознание этого, жизнь в умеренности – поз-волит человеку быть счаст-ливым. Самосовершенствование через самопознание; Самопознание через сомнения; Все люди равны по своей природе. |
Эразм Роттер-дамский 1469-1536 | Гуманизм | Человек и его стрем-ление к Богу, соот-ношение человечес-кого и Боже-ственного | Эмпирический, Интуитивно-обобщающий | Основополагающим в христианстве является стремление человека к Богу в надежде на его безграничную милость. Это подразумевает способность человека стремиться, а, значит, свободу его воли. |
ВТОРАЯ ЧАСТЬ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1. Составить текст-комментарий к таблицам 1 и 2.
Текст-комментарий к таблице №1.
В исследовании изучался уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Исследование направлено на определение уровня развития связной речи для данной группы детей.
Уровень развития связной речи определялся у группы детей из 15 человек, представленной возрастом от 4 лет 3 м. до 5 лет 2 м. Из них 9 мальчиков и 6 девочек.
Детям предлагалось выполнить пять заданий, которые оценивались по 3 балльной системе и затем, эти баллы суммировались.
Выяснилось, что в данной группе детей из 15 человек 8 - имеют I уровень (12-15 баллов), т.е. 8/15 – это большая часть всей группы и 7 человек имеют II уровень развития связной речи (8-10 баллов) - это 7/15 – меньшая часть всей группы.
Девочки составляют 6/15 группы, мальчики 9/15 группы. I уровень развития речи имеют 4 девочки - это ½ всех детей, имеющих I уровень развития речи, а также 4 мальчика – это ½, имеющих I уровень развития речи. Можно отметить, что сравнивая соотношение числа девочек в группе к числу девочек из детей имеющих первый уровень развития связной речи – уровень развития связной речи выше у девочек.
Наибольшая доля детей – 8/15 получила 3 балла за выполнение заданий №4 и №5, наименьшая доля детей группы – 5/15(1/3) получила 3 балла за выполнение задания №2, т.е. работа над развитием компонента связной речи, исследуемого в задании №2 требует особого внимания.
Максимальное количество – 15 баллов набрала 1/3 группы.
Наименьшее количество баллов 8 и 9 набрали 2/15 группы обследуемых детей.
Таким образом, высокий уровень развития связной речи у детей среднего возраста преобладает над средним уровнем, т.е. в целом уровень развития связной речи в данной группе детей выше среднего. Причем он более развит у девочек.
Хотя в данной группе детей первый уровень развития связной речи преобладает, доля второго уровня достаточно велика и можно говорить о том, что для среднего дошкольного возраста характерны различные уровни развития связной речи.
Текст-комментарий к таблице №2.
В исследовании изучались показатели уровня вербальной креативности и уровня сюжетно-ролевой игры, а также зависимость уровня сюжетно-ролевой игры от уровня вербальной креативности.
Показатели вербальной креативности распределили на три уровня: высокий, средний и низкий. Уровень развития сюжетно-ролевой игры также рассматривался в трех позициях: высокий, средний, низкий.
Количество, возраст и пол исследуемых не указан.
В процессе исследования выявили долевое распределение высокого, среднего и низкого уровня сюжетно-ролевой игры для трех уровней вербальной креативности, данные представлены в таблице №2.
Выяснили следующее, при высоком уровне вербальной креативности наибольшую долю имеет средний уровень с-р игры и наименьшую - низкий уровень с-р игры.
При среднем уровне вербальной креативности наибольшую долю имеют средний и низкий уровень с-р игры, а наименьшую - высокий уровень с-р игры.
При низком уровне вербальной креативности наибольшую долю имеет средний уровень сюжетно-ролевой игры, а наименьшую - низкий уровень с-р игры.
Таким образом, исходя их результатов исследования, можно сделать вывод о том, что уровень сюжетно-ролевой игры зависит от уровня вербальной креативности, и только высокий уровень вербальной креативности обеспечивает максимальное вовлечение всех детей в сюжетно-ролевую игру высокого уровня.
Задание 2. Составить текст-комментарий к иллюстрациям (сравнивая результаты двух этапов психолого-педагогического эксперимента).
Как видно из таблицы, в эксперименте изучался уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Исследование направленно на выявление количественного изменения уровня развития речи детей среднего возраста в результате применения предложенной методики.
Характеристика экспериментальной группы: дети пятого года жизни, пол и количество исследуемых не указано.
В констатирующем эксперименте доля I I уровня развития связной речи детей является наибольшей и составляет почти 2/3 всех детей, наименьшую долю имеет I I I уровень развития - это 1/15 детей всех детей и среднее место занимает доля I I уровня – около 1/3 детей.
В контрольном эксперименте детей с низшим I I I уровнем развития нет, доля I высшего уровня увеличилась на 2/15 и доля среднего I I уровня развития связной речи увеличилась на 1/15.
Таким образом, сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента очевидно, что в результате формирующего эксперимента по предложенной методике развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста общий уровень развития связной речи увеличился, так как количественный показатель высокого уровня развития увеличился, а также исчезла доля детей с низким уровнем развития связной речи.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1978.
3. Лосев А.Ф. Эстетика \возрождения. М., 1978.
4. Соколов В.В. Европейская философия 15-16 вв. М., 1984.
5. Загвязинский В.И. Методология психолого-педагогического исследования. М., 1989.
ИСТОЧНИКИ:
1. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949
2. Кузанский Н. Соч.: В 2 т. М., 1979.
3. Монтень М. Опыты: В 3 кн. М., 1979-1980.
4. Роттердамский Э. Филосовские произведения. М., 1987.