Функции, положительные и отрицательные результаты деятельности ТНК

Решения ТНК все в большей мере становятся судьбоносными для той или иной страны, в которой они работают, особенно это касается развивающихся стран.

Принимающие страны выигрывают от притока инвестиций по многим аспектам: снижению безработицы в стране, росту доходов государственного бюджета, отсутствии необходимости в импорте тех товаров, которые раньше ввозились, а теперь производятся в данной стране. Кроме того, ТНК чаще всего выпускают конкурентоспособную продукцию и ориентированы на экспорт, что способствует укреплению внешнеторговых позиций принимающей страны.

Помимо вышесказанного, деятельность ТНК вынуждает местные компании вносить коррективы в технологический процесс, привычную практику производственных отношений, инвестировать больше средств в человеческий капитал, уделять больше внимания качеству продукции, ее дизайну, потребительским свойствам. Иностранные инвестиции несут в себе: выпуск новых видов продукции, внедрение современных технологий, европейский стиль менеджмента, использование всего самого проверенного из мировой практики бизнеса.

Учитывая все эти выгоды, правительства принимающих стран активно борются за привлечение ТНК в свою экономику, конкурируя друг с другом. «В качестве примера можно назвать опыт американской компании «Дженерал моторс», которая выбирала, где ей построить крупный завод по выпуску автомашин и запчастей – на Филиппинах или в Таиланде. По мнению специалистов, Таиланд имел преимущество, так как автомобильный рынок здесь развит лучше. Однако победили Филиппины, предложив «Дженерал моторс» ряд льгот, включая налоговые и таможенные, стимулирующие строительство завода именно в этой стране»[3].

Свою выгоду от деятельности ТНК имеют и те страны, из которых компании вывозят капитал. Ввиду того, что процесс транснационализации компаний повышает их среднюю прибыль и обеспечивает надежность ее получения, держатели акций ТНК могут рассчитывать на устойчивые и высокие доходы. Высококвалифицированные сотрудники ТНК зачастую переезжают из страны в страну, пользуясь выгодами от формирования мирового рынка труда.

Пожалуй, самое важное, что в результате деятельности ТНК осуществляется перенос тех принципов, которые сформировались в развитых странах. ТНК однозначно усиливают влияние стран, вывозящих капитал, на страны, ввозящие его. «Например, фирмы Германии в 1990-е подчинили почти весь чешский бизнес, в результате чего, по мнению некоторых экспертов, Германия установила над экономикой Чехии гораздо более эффективный контроль, чем в 1938–1944, когда Чехословакия была захвачена Гитлеровской Германией. Схожим образом экономика Мексики и многих иных стран Латинской Америки контролируется американским капиталом»[3].

ТНК выполняют две функции, которые имеют огромное значение для всего мира – это стимулирование экономической интеграции и международное регулирование производства и распределения продукции.

ТНК создают глобальную экономику путем содействия экономической интеграции, что обозначает растворение отдельных национальных экономик в едином мировом хозяйстве.

ТНК играют очень важную роль в развитии плановости экономики. Когда в 19 в. коммунисты и социалисты агитировали против рыночной анархии, они связывали свои надежды с государственным регулированием. «Важно подчеркнуть, – пишут российские экономисты А.Мовсесян и С.Огнивцев, – что законы свободного рынка не работают внутри ТНК, где устанавливаются внутренние цены, определяемые корпорациями. Если вспомнить о размерах ТНК, то окажется, что только четвертая часть мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка, а три четверти – в своеобразной “плановой” системе»[4]. Это понимание создает предпосылки для перехода к централизованному регулированию мировой экономики в интересах всего человечества.

Необходимо отметить, что кроме положительных аспектов функционирования ТНК, существует и негативное их воздействие на экономику как тех стран, где они успешно функционируют, так и тех стран, откуда они начинали свою экспансию. Среди негативных факторов можно отметить:

– «навязывание компаниям принимающей страны неперспективных направлений, опасность превращения принимающей страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий;

– захват наиболее развитых и перспективных сегментов промышленного производства и научно-исследовательских структур принимающей страны, оттеснение от них местного бизнеса;

– сокращение доходов госбюджета из-за использования ТНК внутренних (трансфертных) цен и льгот»[8].

Многие национальные правительства заинтересованы в повышении экономической самостоятельности своей страны и в стимулировании отечественного бизнеса. Они хотят этого добиться либо за счет изменения сложившейся отраслевой специализации страны в мировом хозяйстве, либо за счет увеличения своей доли от прибылей ТНК. Международные корпорации имеют возможность побороть покушения на свои доходы путем давления на принимающие страны, лоббируя свои интересы - подкупая местных политиков и даже финансируя заговоры против неугодных правительств. Особенно часто в своекорыстной политической деятельности уличали американские ТНК. «Так, корпорация «American Fruit» вместе с Госдепартаментом США (а иногда и без Госдепартамента США!) свергала в 1950–1960-е правительства некоторых «банановых республик» Латинской Америки и устанавливала там «свои» режимы, а компания ITT финансировала в 1972–1973 заговор против законного президента Чили Сальвадора Альенде. Впрочем, после скандальных разоблачений вмешательства ТНК во внутренние дела некоторых стран подобного рода приемы стали считаться как мировой общественностью, так и бизнес-элитой «грубыми» и неэтичными»[3].

Еще один минус кроется в рисках для принимающих стран: ТНК могут свободно перемещать свои капиталы между странами, что позволяет им покинуть страну, испытывающую экономические трудности, и уйти в более благополучные, преследуя лишь свои интересы.

«Крайне настороженное отношение развивающихся стран к ТНК приводило в 1950–1970-е к национализациям их предприятий под лозунгами борьбы с «империализмом» за экономическую свободу. Однако затем выгоды от общения с ТНК стали рассматриваться как превышающие возможные потери. Одним из проявлений изменения политики явилось сокращение уже во второй половине 1970-х числа проводимых в развивающихся странах операций по национализации: если в 1974 было национализировано 68 филиалов ТНК, а в 1975–1983, то в 1977–1979 в среднем происходило 16 национализаций в год. В 1980-е дальнейшее улучшение отношений между ТНК и развивающимися странами вообще положило конец «антиимпериалистическим» национализациям»[3].

Политические решения в развивающихся странах по отношению к ТНК направлены на поиск компромисса между соотношением притока иностранного капитала и решением первостепенных экономических задач. Это одна из причин того, что в своей политике по отношению к ТНК развивающиеся страны сочетают ограничительные и стимулирующие меры.

Принимающие страны также убеждены, что прибыли ТНК чрезмерно велики. Налоговые органы стран базирования разделяют то же мнение о ТНК. «Дело в том, что существенная доля международной торговли (около 30%) состоит из внутрифирменных потоков транснациональных корпораций, причем продажа товаров и услуг одного подразделения ТНК другому часто производится не по мировым, а по условным внутрифирменным, трансфертным ценам. Эти цены могут быть специально занижены или завышены, чтобы, например, уводить прибыль из стран с высокими налогами и переводить ее в страны с либеральным налогообложением»[3].

Деятельность крупнейших ТНК, чья экономическая мощь превосходит потенциал многих государств, качественно меняет саму систему управления мировой экономикой. «Если еще в середине 20 в. главными регуляторами мирового экономического порядка были правительства сильных держав, то к концу 20 в. сложилось своеобразное «троевластие»: помимо национальных правительств на мирохозяйственные отношения влияют суперфирмы-ТНК и надгосударственные организации (такие как Международный валютный фонд и т.п.). Суверенным государствам (включая Россию) приходится сначала в экономической, а затем и в политической сфере делить власть с этими новыми субъектами мирохозяйственных отношений. Некоторые экономисты полагают, что влияние государств идет на убыль, реальная власть все больше переходит в руки своекорыстных транснациональных корпораций и контролируемых ими международных институтов. Если национальные правительства находятся под контролем своих граждан, а надгосударственные организации – под контролем их соучредителей, то лидеры транснационального бизнеса никем не избраны и никому не подотчетны. Ради прибыли международные олигархи могут наносить серьезный ущерб экономике даже высокоразвитых стран, уклоняясь при этом от какой-либо ответственности» [3].

Можно сделать вывод, что ТНК как форма организации крупного бизнеса наиболее адекватного соответствует требованиям современности, позволяет обеспечивать высокую экономическую эффективность деятельности интегрированной корпорации с одной стороны, с другой – позволяет использовать огромные возможности приспособления к новым условиям, однако при этом не лишена своих недостатков, устранение которых является глобальным вызовом современности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: