В силу общей логической природы доказательство и опровержение имеют одинаковую структуру, в которую входят тезис (положение, которое доказывается или опровергается), аргументы (положения, которые используются для обоснования истинности или ложности тезиса) и демонстрация (умозаключения, связывающие аргументы с тезисом).
Правильно построенные доказательства и опровержения должны быть корректными во всех своих частях, т. е. и тезисы, и аргументы, и демонстрации должны соответствовать определенным логическим требованиям. Если данные требования нарушаются в какой-то одной части доказательства или опровержения, то все оно в целом теряет смысл и не может рассматриваться в своем качестве.
Логические требования к тезису звучат следующим образом.
Во-первых, тезис должен быть определенным, ясным и точным, т. е. необходимо всегда четко устанавливать, что именно доказывается или опровергается, и не выходить потом за эти установленные рамки. Если тезис является сложным высказыванием, то его делят и рассматривают затем по частям.
|
|
Во-вторых, будучи четко установленным, тезис должен оставаться тождественным сам себе на протяжении всего рассуждения. При нарушении этого правила возникает логическая ошибка, называемая подменой тезиса. Ее разновидностями выступают:
а) полная подмена тезиса, когда вместо изначально взятого утверждения начинают доказывать или опровергать (явно или скрыто) иное, хотя порой и связанное с ним утверждение (например, полной подменой тезиса является один из классических приемов «черного» пиара, когда, допустим, человека, выступающего за легализацию продажи наркотиков, начинают позиционировать в средствах массовой информации как человека, пропагандирующего детскую наркоманию);
б) расширение тезиса, т. е. переход (опять-таки явный или скрытый) в процессе рассуждения от первоначального утверждения к более общему положению (например, расширением тезиса является переход от тезиса «в данном случае Иван Иванович допустил логическую ошибку» к утверждению «Иван Иванович вообще рассуждает нелогично»);
в) сужение тезиса, когда реально доказанным оказывается лишь частный случай общего положения, взятого в качестве тезиса (например, сужением тезиса можно считать переход от утверждения «операция сложения натуральных чисел коммутативна» к утверждению «сумма числа три с числом четыре обладает свойством коммутативности»).
Логические требования к аргументам установлены в следующем объеме.
1) Аргументы должны быть истинными суждениями, которые при этом не противоречат друг другу. В противном случае возникает логическая ошибка, известная как «основное заблуждение» и заключающаяся собственно в нарушении закона достаточного основания в аргументации.
|
|
2) Истинность аргументов должна быть однозначно установлена заранее, за пределами того рассуждения, в рамках которого выстраивается то или иное доказательство (либо опровержение). Утверждения, чье содержание лишь предположительно является истинным, носящие вероятный, а не достоверно установленный характер, не могут быть использованы в качестве аргументов. В противном случае возникает ситуация логической ошибки, известной как «предвосхищение основания». Суть данной ошибки собственно и состоит в попытке доказать (или опровергнуть) некое утверждение с помощью доводов, которые сами по себе нуждаются в доказательстве (или в опровержении).
3) Истинность аргументов не должна зависеть от истинности тезиса. Например, если привлечь для доказательства тезиса «Библия вдохновлена Богом» аргумент «Библия истинна в каждом слове», который вообще-то сам по себе верен только в том случае, если Библия вдохновлена Богом, возникает ошибка, известная как «круг в доказательстве». Существо данной ошибки как раз и заключается в попытке обосновать (или опровергнуть) некоторый тезис, ссылаясь на сам этот тезис, выраженный в иной форме. Круг в доказательстве легко обнаружить в тех случаях, когда рассуждение относительно коротко. Однако в доказательствах, представляющих длинную цепь умозаключений, круг может остаться незамеченным, поэтому всегда необходимо проверять, не приводится ли в качестве основания для доказываемого утверждения само это утверждение.
4) В качестве аргументов не могут быть рассмотрены:
а) принципиально непроверяемые сведения (например, уникальные случаи, о которых есть исключительно устные свидетельства, ссылки на субъективные личностные состояния, а также эксперименты с принципиально непроверяемыми условиями);
б) единичные и массовые заинтересованные свидетельства, то есть свидетельства, данные в ситуации, когда источник информации явно заинтересован в установлении определенной картины событий и может вольно или невольно интерпретировать факты в нужном ему ключе.
Наконец, требования к демонстрации выглядят так.
1) Аргументы должны работать на обоснование тезиса, и любое доказательство (или опровержение) должно быть полным. Отношения обоснования (либо опровержения) непосредственно в тексте научного исследования выражаются словами «следовательно», «таким образом», «поэтому» и проч. Подобные слова всегда актуализируют существенные логические связи внутри исследования и не могут выступать в качестве простых вводных слов.
2) Аргументы, приводимые в подтверждение истинности тезиса, должны быть достаточным основанием для этого тезиса. В случае нарушения данного требования возникает логическая ошибка, состоящая в том, что в подтверждение тезиса выдвигаются доводы, которые его вовсе не доказывают. Частным случаем данной ошибки является ситуация, когда для обоснования тезиса применяются аргументы, которые верны только при определенных условиях или в определенное время, а их рассматривают как верные при любых обстоятельствах.
3) Умозаключения, на которых строится демонстрация, должны быть логически корректными. Примерами нарушения этого требования могут служить «поспешное обобщение» (ошибка в построении индуктивного умозаключения, при которой учитываются не все обстоятельства, явившиеся причиной исследуемого явления), вульгарная аналогия и др.
Одним из следствий наличия приведенной системы требований является, помимо прочего, возможность осуществить опровержение какого-либо положения несколькими различными способами: критикуя или сам тезис, или аргументы, приведенные в его подтверждение, или процесс демонстрации, в ходе которого обосновывается тезис. Однако при этом всегда необходимо помнить о том, что опровержение аргументов или демонстрации само по себе еще не устанавливает ложность тезиса. Тезис можетбыть фактически истинным, даже если мы обнаружим,что логически он не доказан. Полное и исчерпывающее опровержение может быть построено только на основании критики тезиса.
|
|
Таким образом, соблюдение логических правил при формулировании тех или иных научных положений является залогом корректности проведенного исследования.
Тема 10. ПРИНЦИПЫ НАУЧНОЙ ПОЛЕМИКИ