Эмпирические методы научного познания

Разделение научного знания и научных методов на два уровня – теоретический и эмпирический. Эмпирический уровень как тот уровень науки, который имеет дело с чувственно воспринимаемыми вещами и явлениями. Характеристика наблюдения как наиболее простого и фундаментального метода эмпирического познания. Измерение как метод познания. Эксперимент – важнейшее средство эмпирического познания. Структура и этапы проведения эксперимента. Общие требования к результатам эмпирических методов познания.

Структура научной теории

Характеристика теории как основной единицы научного знания. Классификация теорий. Объяснительная теория – высшая ступень в развитии научного знания. Гипотетико-дедуктивная структура объяснительной теории. Ее элементы: набор фундаментальных величин и постулатов; идеализированный объект теории; логико-математический аппарат; система дедуктивных следствий; набор редукционных правил.

Функции научной теории: объяснение и предсказание

Объяснение – одна из важнейших функций науки. Сущность дедуктивно-номологического объяснения – подведение объясняемого факта или явления под общий закон. Структура дедуктивно-номологического объяснения: эксплананс, экспланандум, логический вывод. Требования к дедуктивно-номологическому объяснению. Логическая структура предсказания. Роль предсказаний в развитии научного знания.

5. Проверка: подтверждение и опровержение научных теорий.

Как проверяется научная теория. Роль редукционных правил в выводе эмпирического следствия. Подтверждение – установление истинности эмпирического следствия теории. Логическая схема подтверждения. Опровержение – установление ложности эмпирического следствия теории. Логическая схема опровержения. Асимметрия между подтверждением и опровержением. Относительный характер подтверждения и опровержения.

6. Развитие научного знания.

Этапы научного творчества. Содержание эволюционного этапа в развитии научной дисциплины. Аномальный факт. Характерные черты научного кризиса. Научная революция как смена фундаментальных теорий. Мировоззренческие, методологические, фактологические следствия научной революции. Проблема преемственности между старой и новой теориями. В чем выражается прогресс в развитии науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: