Введение. « психология не двинется дальше, пока не создаст методологии, что первым шагом вперед будет методология

«…психология не двинется
дальше, пока не создаст
методологии, что первым шагом
вперед будет методология, это
несомненно»
Л.С.Выготский

Учебное пособие посвящено методологическим вопросам психологии (учебное пособие по курсу «Методологические основы психологии» в соответствии с учебным планом подготовки специалиста 020400 «Психология»). Пособие предназначено будущим профессиональным психологам (студентам университетов и аспирантам), оно также может быть использовано студентами и аспирантами, изучающими курс общей психологии в рамках подготовки по непсихологическим специальностям в педагогическом университете).

Необходимость издания данной работы связана с тем, что современных пособий по курсу методологии психологии еще не разработано, а освоение содержания курса методологии психологии вызывает у студентов определенные трудности. Частично этот пробел был восполнен учебным пособием автора «Актуальные методологические проблемы современной психологии» (Ярославль, 2002). Эта работа уже стала библиографической редкостью. Настоящее учебное пособие представляет собой существенно расширенное и дополненное издание, оно охватывает значительно более широкий круг методологических проблем, актуальных для современной психологической науки.

Данное учебное пособие не содержит систематического изложения курса, а посвящено рассмотрению лишь наиболее актуальных методологических проблем психологии, выдвинутых на повестку дня в самое последнее время и в силу этой причины не получивших еще отражения в учебной литературе по психологии.

Это обстоятельство побудило автора ограничиться в настоящем учебном пособии рассмотрением вопросов, связанных в первую очередь с характеристикой коммуникативной методологии как наиболее важного и перспективного раздела методологии современной психологической науки. Центральная идея, развиваемая в данном пособии, состоит в том, что наиболее актуальной методологической проблемой современной психологической науки является проблема предмета психологии. Как показано в пособии, все остальные методологические вопросы производны от этой центральной проблемы. В современной психологии именно неадекватное решение проблемы предмета является тем «слабым звеном», которое тормозит дальнейшее развитие психологической науки. Продуктивная коммуникация концепций невозможна без пересмотра трактовки предмета.

Другое ограничение связано с тем, что в пособии рассматриваются методологические вопросы, характерные для сегодняшней психологической науки: анализ методологических вопросов психологической практики (не менее важных и, конечно, не менее интересных) остался за пределами настоящего учебного пособия.

Концепция коммуникативной методологии (изложению которой в настоящем учебном пособии отведено значительное место) еще не является сложившейся теорией, она находится в процессе становления. Автор будет признателен за критику, он готов к конструктивному сотрудничеству. Замечания и предложения просьба присылать по E-mail: mazilov@yspu.yar.ru. Оправданием автору за включение в учебное пособие такого рода материала может служить лишь то, что он искренне убежден: интеграция психологического знания – центральная, наиболее важная и актуальная проблема современной психологии, а коммуникативная методология – единственный известный автору на сегодняшний день реальный путь ее решения.

Автор.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: